Часть I.
Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы
общественной жизни, которые они изучают:
1) экономическая сфера;
2) социальная сфера;
3) политическая сфера;
4) духовная сфера;
а) социология, б)
политология, в) правоведение, г) экономика, д) этика, е) культурология. 2 б.
Верны ли следующие суждения?
А. К духовной сфере жизни
общества относятся наука и научные учреждения.
Б. К духовной сфере жизни
общества относятся нации и межнациональные отношения.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны. 1 б.
Искусству как виду человеческой деятельности обязательно присуще:
1) достоверность результатов;
2) создание художественных
образов;
3) ясность и логичность
выражения;
4) создание материальных
ценностей. 1 б.
Из перечисленного ниже научными знаниями являются:
1) сведения о расписании
движения поездов;
2) законы генетики;
3) правила дорожного движения;
4) закон о собственности землю. 1 б.
Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется:
1) наукой;
2) культурой;
3) искусством;
4) экономикой. 1 б.
Элитарная культура в отличие от массовой:
1) ориентирована на получение
коммерческой выгоды;
2) учитывает запросы самых
широких слоев общества;
3) характеризуется сложностью
форм художественного освоения мира;
4) имеет развлекательный
характер. 1
б.
К обязательным элементам религии относится:
1) вера в существование
сверхъестественного;
2) законодательство о свободе
совести;
3) активное участие деятелей
церкви в политике;
4) научное доказательство
религиозных догматов. 1 б.
Элементом духовной сферы жизни общества является:
1) отношение людей по поводу
власти;
2) распределение продуктов
производственной деятельности;
3) религия и религиозные
отношения;
4) нации и национальные
отношения. 1 б.
Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли,
называется:
1) элитарной;
2) народной;
3) национальной;
4) массовой. 1 б.
Формирование чувства прекрасного является целью:
1) экономической деятельности;
2) художественного творчества;
3) политической деятельности;
4) материального
производства. 1 б.
Нормой морали является:
1) свобода слова;
2) право на судебную защиту;
3) уважение старших со стороны
младших;
4) право на неприкосновенность
жилища. 1 б.
Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что
она является:
1) административной;
2) практической;
3) материальной;
4) творческой. 1
б.
«5» - 13 баллов.
«4» - 11 баллов.
«3» - 9 баллов.
Часть II.
13. «География
– это наука, отвечающая на вопросы «где?», «куда и откуда?», «почему здесь,
там?», «почему туда, сюда?» - говорил знаменитый ученый-географ П.П. Семенов-Тян-Шанский.
А на какие вопросы должно отвечать обществознание? Сформулируйте их. 1 б.
Известный ученый А. Эйнштейн, открывший человечеству путь к
овладению атомной энергией, активно боролся против насилия, за мир. В свое
время он обратился с предостережением к американскому правительству,
подготавливающему ядерный удар против Японии. Говорят, самым тяжелыми в
его жизни были минуты, когда он узнал о том, что американские летчики
сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Как иллюстрирует этот
исторический пример этику ученого? 3
б.
Типичные подходы к оценке значимости научного познания нашли свое
отражение в замечательной басне И.А. Крылова «Водолазы». Основной вопрос
полемики звучит в басне следующим образом:
Не более ль вреда, чем
пользы от наук?
Не расслабляет ли сердце и
рук
Ученье?
Автор изобразил две группы знатоков, отвечающих на этот вопрос:
Кто говорил, что неученье
тьма, -
Что не дал бы нам Бог ума,
Ни дара постигать вещей
небесных,
Когда бы он хотел,
Чтоб человек не боле разумел
Животных бессловесных,
И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведет
людей.
Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только
хуже стали:
Что все ученье бред,
Что от него лишь нравам вред
И что, за просвещеньем вслед
Сильнейшие на свете царства
пали… Какая позиция вам представляется более
убедительной? Выскажите и аргументируйте свое мнение по данному вопросу. 3 б.
16. В
одной из популярных телепередач, рассказывающей об отношениях между людьми,
эпиграфом к новому, животрепещущему материалу были взяты слова: «Чем больше
знаю я людей, тем больше нравятся собаки». Как вы думаете, чему был посвящен
видеоматериал – духовности или бездуховности? По каким критериям вы будете
отличать одно от другого? 3 б.
17. В
нашей истории были времена, когда за убеждения и веру люди шли в тюрьмы и на
казнь. А не так давно пришло другое время, когда некоторые стали ходить в храм
не по вере, а отдавая дань моде. Одни верующие считают такое поведение кощунственным,
другие рассматривают его как убогое и позорное. А как думаете вы? 3 б.
18. Как
вы относитесь к утверждению, что все религии поклоняются единому Божественному
Началу под разными наименованиями? Аргументируйте свой ответ. 2 б.
19. Используя
основные понятия темы, составьте (на ваш выбор) головоломки, кроссворд, ребусы
и т.п. 2 б.
«5» - 15 баллов.
«4» - 12 баллов.
«3» - 10 баллов.
|