Суббота, 16.11.2024, 04:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, СЕМИНАРОВ, МАСТЕР-КЛАССОВ » Уроки с этно-культурным компонентом

Конституция РФ об этнических отношениях
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «КИМРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Конституция Российской Федерации об этнических отношениях»
часть 2.

Разработал: преподаватель Борзилова Л.В.

г.Кимры
2011
«ОДОБРЕНО» Рассмотрено на заседании цикловой
Зам.директора по УР: комиссии общеобразовательных,
Соколова Е.А. общих гуманитарных , социально-
экономических и естественнонаучных
дисциплин
Протокол № 4 от 12 декабря 2011г.
Председатель ЦМК:
Борзилова Л.В.

1 ведущий. Численность русского населения 116 млн. человек. Представители европеоидной расы. Относятся к ветви восточных славян наряду с украинцами и белорусами. Говорят на русском языке. Большинство верующих – православные.
Предками русского народа были восточнославянские племена, проживающие на западе современной России и части территории Украины. Они заложили основу Киевской Руси. От других восточнославянских народов русские отделились только в XII века в результате слияния с финоугорскими племенами. Это привело к обособлению Владимирского княжества от Киева и положило начало новому этапу российской истории.
2 ведущий. В ходе борьбы против ордынского ига в середине XIII- конце XV века. Проходило объединение княжеств Северо-Восточной Руси. В результате этого в XV веке образовалась Московская Русь. Восточные славяне Ростово-Суздальских, Владимирских, Московских, Тверских, Новгородских земель стали ядром формирования русской народности. После освобождения от ордынского ига началось заселение южно русских районов, разоренных набегами, затем последовали перемещения в Поволжье. Сибирские походы Ермака, покорение Казани и Астрахани, освоение Дальнего Востока. Переселения в XVII-XVIII вв. на Северный Кавказ, позднее – в Казахстан, на Алтай, в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русского народа. Русские группы в процессе переселения оказывались в разных условиях и усваивали традиционные занятия и промыслы местного населения, одновременно передавали свой трудовой и земледельческий опыт.
1 ведущий. Традиционные сельские поселения русских на севере были обычно небольшими, как правило, у рек и озер, на юге – крупные поселения, например казачьи станицы. Для русского села XIV-XV вв. была характерна срубная изба с печью, пришедшая на смену землянкам и полуземлянкам. В XVII – XIX вв. традиционная северная изба была высокой срубной постройкой с подпольем, двускатной крышей, под которую подводились и хозяйственные постройки. Избы южнорусских крестьян были относительно низкими, с полом на уровне земли или чуть выше, срубные или каркасные, с обмазанными глиной стенами. Отдельно ставились хозяйственные постройки. Для северного и среднерусских районов и Поволжья типична баня, сначала топившаяся по-черному.
2 ведущий. Визитной карточкой любого народа является его национальный костюм. Давайте и мы обратимся к русскому национальному костюму.
1 студент. В книге А.Н.Афанасьева «Древо жизни» описан заговор-заклятье, который является поэтической метафорой древней символики народной одежды:
Пойду я во чистое поле-
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под чистые звезды,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачусь,
Небесами покроюсь
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга…
2 ведущий. Считалось, что одежда должна быть широкой многослойной и богато украшенной, чтобы скрыть ее владелицу от «дурного глаза». Цвет орнамента и отдельные детали костюма могли нести дополнительную информацию о том, откуда женщина родом. Чем старше становилась женщина, тем меньше украшений она носила, тем темнее были ткани ее одежды.
2 студент. Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как правило, была мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.
Сарафан считается исконно русской женской одеждой. В действительности сарафан известен на Руси лишь с XVI века. В зависимости от кроя, материала и других особенностей крестьянский сарафан в разных регионах России мог называться по-разному. Глухой косоклинный, косоклинный распашной ( в Ярославской и Тверской губерниях он известен под названием «ферязь»),прямой сарафан с лямками. В южнорусских губерниях сарафан был широко распространен как девичья одежда, а в Рязанской губернии – как старушечья.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавались по наследству. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. На севере для украшения использовали речной жемчуг и рубленый перламутр. Сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди иди на талии. Иногда передники делали с грудкой. В некоторых губерниях девушки могли надевать передник прямо поверх рубахи вместо сарафана. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о ее желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника вышивали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожеланием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира; кони, связанные со средним, земным миром, были символами мальчиков.
3 студент. Еще один вид женской одежды – это шушун. Шушун – это длинный, сравнительно узкий сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не продевали. До XVI века шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы, а позже стали спереди нашивать полосы из дорогой ткани с декоративными петлями.
Шушуном также называли просторную женскую кофту с рукавами. Выбор ткани для шушуна зависел от возраста и достатка его хозяйки.
В холодную погоду русские женщины надевали душегрею. Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Шили ее из прямоугольного куска ткани, могли простегивать ватой и украшать мехом. Разновидностью душегреи была епанечка – короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках. Душегреи и епанечки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата). Расшивались цветными нитями, жемчугом и входили в состав праздничного комплекта одежды.
4 студент. Древнейшим видом женской крестьянской одежды является понева. Это одежда замужних женщин, надевавшаяся во время свадебного обряда поверх рубахи. Для девушки надеть поневу значило проститься с девичеством и начать трудную жизнь замужней женщины, поэтому ее иногда называли «бабьей кабалой». Понева представляла собой поясную одежду чуть ниже колена из трех частично сшитых кусков ткани, специально изготовленных на ткацком станке из шерсти, причем полы поневы не должны были сходиться и в просвет должна ,была виднеться рубаха. Поневу обертывали вокруг бедер и закрепляли на талии скрученным шнуром-гашником. Такую не сшитую до конца поневу называли распашной, ее могли подворачивать спереди за пояс, так что сзади образовывался «кулек», при этом была видна изнанка поневы и украшенная вышивкой рубаха. Считалось, что, отправляясь в город, рубаху следует закрывать. Для этого в поневу временно, «на живую нитку» вшивали четвертое узкое полотнище «прошву». В тех случаях, когда прошву вшивали сразу при изготовлении поневы, она делалась из ткани другого цвета и украшалась полосками кумача. Поневы были клетчатые, в основном темно-синие или черные. В Рязанской, Тульской и Воронежской областях известны красные поневы. Клетка – древний знак поля, земли и пожелание женщине плодородия и плодовитости.
5 студент. Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу – а знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу – значило оскорбить девушку. Считалось, если закрыть лоб челкой, то девушка будет часто болеть. По древнему обычаю замужняя женщина никогда не показывалась на людях «простоволосой» - это считалось большим грехом. Длинные волосы ценились, но с распущенными волосами никто не ходил, так как это мешало стирать, готовить, работать в поле, ухаживать за скотиной. Верили, что волосы обладают магической силой, и выходя замуж, становясь членом чужого рода, чтобы не принести несчастья мужу и его родне, жена должна была прятать волосы. Самым распространенным головным убором девушки был платок. Молодые женщины, недавно вышедшие замуж, носили кокошник, но через некоторое время, особенно после рождения первого ребенка, они надевали кичкообразные головные уборы.
2 студент. Дополняли костюм крестьянки нагрудные и шейные украшения, имевшие общее название «сбруя». Она состояла из цветных бус, ожерелий, украшений из разноцветной шерсти, гайтана ( бисерной, плетеной тесьмы длиной 50-70 см с медальоном или крестом на конце), бисерных воротников.
В древности на Руси использовали косметику растительного происхождения: свеклу, сажу, уголь.
6 студент. Мужской костюм во всех областях России был более унифицированным, чем женский, так как виды тяжелой физической работы под открытым небом были, по сути одинаковы. В свободное от полевых работ время крестьяне отправлялись на заработки, они общались с жителями других губерний, с горожанами и многое перенимали друг у друга. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани и собирались на поясе на шнурок-гашник. Из ткани в клетку шили рубахи, а из полосатой ткани штаны, их называли «синеполосые».
Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком-стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов – ластовицы, которые могли быть из кумача.
Рубаха от вставленных ластовиц становилась просторнее, не рвалась под мышками при резких взмахах руки и могла служить дольше, так как сопревшие от пота ластовицы выпарывались и вместо них вставлялись новые. Для этой же цели служила и подоплека – ткань, которая подшивалась
К рубахе изнутри на плечах и верхней части спины. Длина мужской рубахи доходила до колен. У молодых парней – короче, у стариков - длиннее. Носили ее навыпуск, подпоясывали шнуром с кистями, завязанным сбоку. Вышивалась рубаха чаще всего красной нитью по подолу, обшлагам рукавов, воротнику и застежке. Готовя подарок жениху, невеста особенно старалась вышить верх груди, где, как считали, обитает душа.
7 студент. Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным, с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником. Он получил, распространение с середины XVII века, войдя сначала в обиход знати, перенявшей его у поляков и венгров. Полукафтанье – укороченный (выше колен) кафтан. Зипун шили из серого или коричневого домотканого сукна. Он был длиной до колен иди ниже. Надевали его в плохую погоду или в дорогу. Также в дорогу в холодное время года поверх кафтана надевали длинный с широкими рукавами похожий на халат армяк. Шили его из домотканого сукна, как правило. Коричневого цвета, без застежек и без подкладки.
Из дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. Богатой одеждой считалась шуба. Она шилась мехом внутрь, а сверху обшивалась дорогой тканью. Шуба предмет русского костюма, но пользовались ею отнюдь не бедные люди.
6 студент. Самой распространенной обувью были лапти, закреплявшиеся на ноге лыковыми оборами – веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх холстинных или суконных онучей. Зажиточные крестьяне к концу XIX века ходили в смазанных дегтем кожаных сапогах с голенищами в складку.
7 студент. Типичный мужской прической была стрижка «под горшок». Во время стрижки на голову надевали глиняный горшок и стригли волосы, торчавшие из под него. Достигнув совершеннолетия мужчины, отпускали бороды, но длинные бороды носили только старые люди. Страшным оскорблением и унижением было дернуть или оттаскать за нее, так как считалось, что в волосах сосредотачивается жизненная сила.
Самым распространенными мужскими головными уборами были конусовидные войлочные колпаки разного цвета с отворотами из меха – мурмолки. Нередко крестьяне носили грешневик из валяной шерсти.
1 ведущий. А кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.
1 студент.
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
2 ведущий.
А сколько видов каш готовили русские крестьянки в XVII веке? (Более 20).
А сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы? (Не менее 50).
Видите, как богата и разнообразна русская кухня. А сейчас познакомимся с ней поближе.
1 ведущий. За многовековую историю нашей страны русский народ изобрел огромное количество кулинарных рецептов. Долгие столетия русская кулинария находилась в незаслуженном пренебрежении. Интерес к нашей кулинарной традиции возник только в XIX веке. За считанные десятилетия русская кухня завоевала популярность в Европе, а затем и в мире и с той поры по праву пользуется репутацией одной из вкуснейших и разнообразнейших.
2 ведущий. Следует отметить, что древняя, исконно русская кухня не отличалась особым разнообразием. На протяжении веков она была традиционной - кушанья были просты и однообразны. И хотя названий блюд существовало великое множество, различались они преимущественно одним или двумя компонентами ( например, использованием разных типов масел или пряностей). Православие с его строгим и частыми постами оказало значительное влияние на формирование русской кухни.
1 ведущий. Можно сказать, что больше повезло постному столу. В русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, лесных ягод и трав. Овощи – капусту, репу, редьку, горох, огурцы ели в сыром, вареном, пареном, печеном виде. Рыбу готовили паровую, вареною, жаренную, чиненую, тушеную, заливную, печеную в чешуе и без, соленую, вяленую, сушеную и даже квашенную и мороженную. Икру ели не только просоленную, но и вареную в уксусе и маковом молоке. Разнообразие каш базировалось на многообразие зерновых культур, растущих в России, причем, из каждого вида зерна делалось несколько сортов круп – от целых до дробленых различными способами. Многие русские постные блюда не имеют аналогов в зарубежных кухнях: квашеная капуста, соленые огурчики, сухие белые грибы. Скоромный стол был куда беднее: мясо и молоко употребляли сравнительно редко. Мясо варили в супах и кашах, из молока делали простоквашу и сметану. Одним из самых популярных молочных блюд был творог. Необходимость консервирования пищи привела к появлению «русского масла» т.е. топленого масла, которое способно оставаться свежим подолгу.
2 ведущий. Многие исконно русские блюда сохранились на наших столах и по, сей день. Главенствующую роль на русском столе всегда играли супы. Кстати, слово «суп» является заимствованным – оно появилось в русском языке, только, в конце XVIII века. До этого жидкие блюда назывались «хлебово». Хлебова подразделялись на щи, рассольники, ухи, солянки, борщи и похлебки. Наибольшей популярностью, конечно же, пользовались щи – их насчитывалось до 60 видов. О русском пристрастии к щам ходили легенды: говорят, что зимой щи замораживали в дорогу путникам, отчего суп, якобы, становился еще вкуснее. Еще одно важнейшее блюдо русского национального стола – каша. Первоначально это было обрядовое, торжественное блюдо, употребляемое на праздниках и прах. В XII веке слово «каша» даже было синонимом слова «пир». Утратив постепенно свой обрядовый смысл, каша, тем не менее, на долгие века стала главным повседневным блюдом россиян. Это отразилось и в бытовом языке. Слово «каша» на долгие годы приобрело значение слова «коллектив» («быть в одной каше» - означало вместе работать, жить или учиться). В России до сих пор бытует слово «однокашник» - соученик, товарищ по школе, институту. Каша находила признание не только на народном столе, но даже на царском столе. ПетрI, например, так любил ячневую кашу, что объявил ее «любимой романовской». Чтобы «облагородить» царскую любимицу ячневую крупу в XIX веке переименовали в «перловую», т.е. «жемчужную».
4 студент. Одно из самых древних русских блюд – блины. Никто не знает, когда появились на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Самые разнообразные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами; блины были обязательным блюдом на поминках, ими кормили роженицу во время родов. Одно из сохранившихся до наших дней традиций, связанных с блинами - Масленица – древний языческий праздник. В течение целой недели перед Великим постом во всех русских домах пекут блины и едят их с различными закусками – икрой, сметаной, рыбой, мясом, грибами.
5 студент. Другое знаменитое русское мучное блюдо – черный хлеб. Он не популярен в других странах, но в России без него не обходится, ни один обед. Черный ржаной хлеб появился в России в IX веке и сразу стал самым любимым блюдом. Его ели и в богатых дворянских домах, и в крестьянских избах. Белый же пшеничный хлеб стали выпекать гораздо позже, а широкое распространение он получил только в начале XX века. Белый хлеб воспринимался как праздничная еда. Поэтому выпекался он не в пекарнях, как черный, а в специальных булочных, где его слегка подслащивали. Зато у белого хлеба в России появилось множество региональных разновидностей: московские сайки и калачи, смоленские крендели, валдайские баранки и т.д.
8 студент. Конечно, говоря о русских мучных блюдах, нельзя не упомянуть о пирогах – самом известном и любимом блюде русской кухни. Это одно из подлинных национальных изделий, которое дошло до нас из глубокой древности, избежав каких-либо иностранных влияний. Пироги издревле и по сей день пекутся по праздникам, недаром же слово «пирог» произошло от слова «пир». При этом каждому празднеству соответствовал особый вид пирогов, что стало причиной разнообразия форм, начинок и видов пирогов. Какие только пироги не пекли на Руси: с мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, кашей, репой, луком, капустой. Пироги становились и десертом, если в качестве начинки использовались ягоды и фрукты.
2 студент. К сожалению, не все русские блюда имели счастливую судьбу. Многие из исконно русских кушаний сегодня, увы, утратили свое значение для русского человека, многие рецепты и вовсе не сохранились. Почти вышли из употребления и многие овощи, уступив место привозным, прижившимся на русской земле. Так до появления картофеля огромную роль в питании русского человека имела репа, которая по праву считается прародительницей овощных культур. Этот овощ прекрасно хранится, поэтому его ели круглый год в разных видах. Деревенским лакомством считалась вяленая репа, по вкусу напоминающая сухофрукты. Кстати, в отличие от своих потомков, русские люди использовали в пищу не, только сами корнеплоды, но и ботву, делая из нее салаты и начинку для любимых супов.
5 студент. Тогда же в России появились и получили широкое распространение салаты, ставшие с тех пор одним из популярнейших элементов русского стола. Сама идея была заимствована из французских традиций, но русская фантазия внесла в мировую сокровищницу кулинарных рецептов немало новых салатов. Одним из русских изобретений стал винегрет, известный во всем мире как «русский салат». Изюминкой винегрета является использование в нем в качестве ингредиентов исконно русских продуктов – квашенной капусты и соленых огурцов.
3 студент. Французские кулинары воспитали целую плеяду блестящих русских поваров, которые внесли свой значительный вклад в развитие русской и мировой кухни. Блюда, придуманные ими, получили вполне русские названия. Например, Пожарские котлеты, дань которым отдавал даже Пушкин. Автор этих знаменитых куриных котлет, обваленных в сухариках, - жена владельца трактира в Торжке – Дарья Пожарская. Рассказывают, что Александр I неожиданно остановился в Торжке по причине поломки экипажа. Отобедать было решено в наиболее приличном трактире Пожарского, где в меню значились котлеты из телятины. Их и заказали к царскому столу. Но в трактире не оказалось телятины, поэтому Дарья приготовила котлеты из кур. Эти котлеты очень понравились царю и вскоре стали популярным русским блюдом.
1 студент.
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
2 ведущий. А сейчас предлагаю вспомнить о русских праздниках.
1 ведущий. Когда в деревне в старину устраивались колядки? Совершенно верно, на Рождество. В этот праздник по селу ходили колядовщики, славя молитвами и пением Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова играет солнце.
4 студент. Коляду (или колядки) устраивают во время Рождества в ночь с 6 на 7 января. В это время люди не спали, а ходили по домам, пели колядки (обрядовые песни), за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай распространен только в селах, однако в былые времена им не брезговали воспользоваться цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы. Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями.
1 студент.
Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Лепешку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку,
Да медку немножко…
2 ведущий. Если ребятишки встречали отказ или получали скупое подношение, в песне-колядке были предусмотрены и другие слова.
1 студент.
Не подашь лепешки –
Разобью окошки,
Не подашь пирога – разобью ворота.
1 ведущий. Самым любимый христианский праздник Рождество.
2 студент. В России праздник Рождества Христова отмечают 7 января К Рождеству верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом. Канун праздника, день строгого поста, именуется сочельником. Это название праздника связано с сочивом – едой, состоящей из вареного зерна и ягод. По традиции сочиво – единственная еда, которую можно есть в сочельник. Обычно до первой звезды не едят. Под «первой звездой» понимают первую появившуюся вечерними сумерками на небе звезду. Однако в церковном обиходе под «звездой» иногда понимают момент наступления праздника Рождества Христова, когда в сочельник после богослужения впервые поют рождественский тропарь. В этот момент все духовенство выходит на середину храма, к иконе Рождества. Перед ними несут большую свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам младенца, родившегося от Бога. Вот до этой «звезды» и не едят. Рождество в нашей стране ждали весь год.
2 ведущий. 19 января отмечается праздник Богоявление Господне или Крещение. В старину день Богоявления назывался у нас Водокрещи, от совершения в этот день водосвятия на реках. В Богоявленскую ночь открывается небо, и поэтому она считается самым приличным и удобным временем молитвы к Богу обо всем.
7 студент. По библейской легенде, у престарелых родителей Захария и Елизаветы долго не было детей. Они молились о ребенке, и вот родился сын Иоанн. Когда он вырос, то удалился в глухую пустыню и жил там в пещере. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он оставил свою пещеру и пришел к еврейскому народу. В один из дней, когда Иоанн был на реке Иордан и крестил людей, к нему пришел сам Спаситель – Иисус Христос. Он попросил окрестить и Его, как простого человека. Иоанн ужаснулся и хотел Его удержать, ведь Он, как Бог, был совершенно чист от греха. Но Иисус настоял на крещении. И тогда Иоанн крестил Христа в воде реки Иордан. Вышел Иисус из воды, и вдруг раскрылись небеса и все увидели Духа Божьего в виде голубя, был слышен голос с небес : «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение»… Так рассказывает о Крещении Библия.
1 ведущий. Друзья, какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»? Верно, Масленица. Это один из самых веселых народных праздников.
3 студент. Это древнейший народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к переходящим, подвижным, праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот пекут блины масленые. Первоначально Масленицу называли Мясопустом, позже Сырной неделей. Масленицу встречали блинами. В первые три дня Масленой недели шла подготовка к основному празднованию: привозили дрова для масленичных костров, строили горы, прибирали в домах, украшали избы.
2 ведущий. Самый главный христианский праздник – Светлое Христово воскресение или Пасха. К этому празднику во всех домах наводился идеальный порядок, к праздничному столу готовились самые вкусные блюда (самый длинный пост был завершен). А главными на столе были крашеные яйца, пасхальные куличи и творожная пасха. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей.
4 студент. Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Этот самый главный день православного церковного года. В этот день православной церковью отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресения.
Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа. В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Наступает полночь, в церквях начинается крестный ход. Великая суббота сменяется Светлым воскресеньем.
На Пасху принято было христосоваться. Все обменивались крашеными яйцами и трижды целовали друг друга.
1 ведущий. На 50-й день после Пасхи праздновалась Троица. На Троицу прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой. А вот в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, или в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки.
5 студент. В основе православного праздника День Святой Троицы лежит библейская легенда о событии, произошедшим в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Христа на небо и на пятидесятый день после Его Воскресения.
В этот день апостолы были вместе. Внезапно раздался шум с неба, похожий на ветер, и наполнил дом, где они находились. Апостолы были ошеломлены, и вдруг заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание свыше нести весть о христианстве «всем народам и языкам». Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В Иерусалиме в это время было много людей, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек.
Эта легенда подтверждает существование Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Таков религиозный смысл этого праздника.
На Руси праздник Святой Троицы был введен в начале XV века святым Сергием Радонежским и вскоре стал одним из самых главных и любимых народом
Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевается в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту милу использовать. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от нечести и болезней.
Существовал обряд – завить березку. Он пришел из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.
1 студент На поляне, на лугу
Гнулася березонька.
Завивали девушки,
Лентой украшали,
Березку прославляли:
«Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть!»
2 ведущий. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд – это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.
1 ведущий. Удивителен, самобытен и неповторим обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни.
5 студент. Время свадеб определялось земледельческим календарем – обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб « не играли». Большинство браков приходилось на осень, от Покрова и до Филиппова заговенья, а так же на зиму от Крещения до Масленицы.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб – каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.
День свадьбы был кульминацией праздника. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливающие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословление семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины. Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, как можно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.
Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним – невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим – врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили).
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось если «снег и дождь на свадебный поезд – богато жить», «дождь на молодых – счастье», «вихрь с пылью навстречу поезду – не к добру», «красный день свадьбы – жить красно, да бедно», «метель на свадебный поезд – богатство выдут».
2 студент. Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов – собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца. Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, без свадьбы не поощрялся.
Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачующихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать «голой жизни». Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел «верх» в семейной жизни. Строго следили , чтобы между женихом и невестой никто не прошел. Стоя перед венцом, невеста крестилась «покрытой», т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо « не к доброму житью». А тот, кто под венцом свечу выше держал, за тем и главенство в семье.
После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы – «окручивали молодую по бабье». Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины – односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили через него. Родители благословляли новобрачных – отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый из них должен, был хранить его до конца жизни.
Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
2 ведущий. А знаете ли вы, ребята, почему молодых при выходе из храма осыпали хмелем? (Хмель – это древний символ плодородия и многочадия).А что потребно взять невесте с собою в дом жениха? (Родительское благословение и сундук с приданым).
1 ведущий. Был такой старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Какой смысл он в себе заключал? (Таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье).
2 ведущий. Вселение в новый дом тоже сопровождалось определенными действиями.
5 студент. Новоселье в старой русской жизни сопровождалось определенными обрядами. В старое время каждый имел, свой собственный дом и если кто переходил во вновь построенный дом, то созывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых. Гости непременно являлись с хлебом и солью, как символом обилия и благополучия, а люди, не чуждающиеся колдовства и ворожбы являлись на новоселье с черной кошкой, с черным петухом, тащили растворенную квашню и катали три хлеба, а потом замечали, как эти хлебы ложились. Надобно было умеючи выбирать место для дома, и в старину для этого применялись разные гадания. Так, например, для того, чтобы определить качество земли на то место где строить дом клали дубовую кору – это на три дня, на четвертый поднимали кору и замечали, что покажется под корой. Если под корой находили паука или муравья, то считали место это лихим, если же находили червячков и черную мурашку – то можно строить. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам.
1 ведущий. Самое главное событие в жизни человека – это рождение, это начало начал.
4 студент. Особую ритуальную значимость женщина приобретала во время обрядов, связанных с рождением ребенка. По счастливом разрешении, дают родильнице выпить добрую чашу вина и съесть кусок хлеба, потом поят ее пивом с толокном, и дают ей всякую пищу без разбора. Родственницы или приятельницы из простого звания, поздравляют родильницу в спальне, у купцов в бане, и приносят на зубок денежные подарки, от 10 копеек до 1 рубля медью.
Кума и другие женщины, кормят за столом отца новорожденного гречневой кашею, потом высылают его из избы, и приготавливают для него новое кушанье на бабкиной каше, сваренной из сорочинского пшена: сюда кладут по столовой ложке горчицы, перцу, хрена, соли, уксусу, посыпают сахаром, и дают , есть, чтобы он несколько помучился, как его роженица.
6 студент. Родитель спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда и в сороковой. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, которого память случалась в день крещения. Крещение происходило у всех сословий в церкви, и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной. Выбор восприемника падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который оставался на нем на всю жизнь. После обряда, в тот же день учреждался крестинный стол и при этом, кроме гостей, кормили нищих. Пришедший к столу приносил подарки.
2 ведущий. Наш вечер подошел к концу. Как быстро пролетело время, ведь оно было наполнено яркими рассказами о русских праздниках, обычаях и традициях. И мы, русские люди, должны знать и помнить традиции своего народа. Ведь не зря сказал поэт: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»
1 ведущий. Но мы забыли о том, что вся жизнь русского народа проходила под хорошую песню. Пели и в горе и радости, в работе и на отдыхе. Так пусть и у нас сейчас звучит русская песня.
2 ведущий. Приветствуйте. Выступает народный ансамбль «Дар» ,художественный руководитель Стрельникова Лариса Михайловна.
Категория: Уроки с этно-культурным компонентом | Добавил: JR (09.12.2012) | Автор: Борзилова Любовь Викторовна E W
Просмотров: 1619 | Теги: Конституция, история, этносы, РФ | Рейтинг: 0.0/0

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2024
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление