Суббота, 16.11.2024, 06:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, СЕМИНАРОВ, МАСТЕР-КЛАССОВ » Конспект урока

Художественная культура России первой половины XIX века

Тема: Художественная культура России

первой половины XIX века

 

Цели урока:

·        создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;

·        развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

·        пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.

 

Новые понятия: романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, академизм, реализм, критический реализм, классицизм.

 

Оборудование: репродукции картин художников первой половины XIX века; фотографии памятников архитектуры; портреты деятелей культуры первой половины XIX века и др. иллюстративный материал, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XIX века» § 17, настенный календарь с событиями, произошедшими 27 февраля в разные годы.

 

Предварительное задание: при входе в класс оторвать один листок от календаря.

 

Ход урока:

 

I. Оргмомент. Урок начинается с установления контакта учителя с учениками. Учитель вспоминает о прекрасных результатах, показанных классом на прошлом уроке. Учитель выражает надежду, что ученики (следует перечень из имен особо активных учащихся) будут так же, как и прежде креативны и работоспособны, и желает остальным ученикам так же прославить свое имя на уроке наступающем.

 

II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя: Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату 27 февраля 2011 г. При входе в класс вы, наверное, заметили своеобразный настенный календарь, некоторые из вас получили задание оторвать по одному листку от него. Сейчас давайте узнаем, какими событиями был наполнен этот день – 27 февраля в разные годы. (Ученики зачитывают записи на листках).

В мире всегда что-то меняется… Проходят эпохи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. (На доске) «Память – одно из самых благодатных даров неба, - говорил Петр Ильич Чайковский. – Воспоминания, как луч света, имеют свойства озарять произошедшее как раз настолько, что все худое не замечается, что все хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию XIX века.

(на фоне музыки)

Погаси электрический свет,

Теплым воском пусть плавятся свечи,

Поплывем вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.

Мы откроем старинный сундук,

Пыль времен отряхнем мы с событий,

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.

И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

XIX век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

                                Л. Рубальская. Во все времена.

XIX век… Его называют «золотым веком» русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Итак, запишите тему нашего урока: «Художественная культура России первой половины XIX века». А сейчас я попрошу вас обратиться к вашему опыту целеполагания на уроках. Давайте вспомним, о чем нужно спросить себя для постановки цели? (Вспоминают:     1. Что мы сегодня все вместе узнаем? 2. Чему мы все вместе сегодня научимся? 3. Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?) 

Отвечая на эти вопрос учеников, учитель сообщает:

1)    узнать всем предстоит о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;

2)    научиться еще одному способу групповой творческой деятельности – составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые сообщения на заданную тему;

3)    каждому из вас предстоит дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.

 Но прежде чем совершить путешествие назад в прошлое, нам необходимо подготовить экскурсоводов. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы: «Архитекторы», «Художники», «Литераторы». На столах у вас имеется весь необходимый материал для подготовки обзорной экскурсии по своему направлению. Не забудьте обратиться к материалу учебника § 12-13. Воспользуйтесь всем этим и представьте нам направление культуры, которое вам досталось. 

Прошу в каждой группе выбрать лексикографов, которые помогут нам найти и усвоить новые понятия   и заполнят словарь урока на доске (на доске заполнить сводную таблицу):

в литературе – романтизм и реализм;

в живописи – романтизм, классицизм, бытовой жанр, критический реализм;

в архитектуре – классицизм, Петербургский и Московский классицизм, ампир, русско-византийский стиль.

Также выберите в каждой группе теоретика, который изложит краткую характеристику своего направления культуры в данный период. Кроме того, в   группе должны быть биографы, в их задачу входит краткое представление деятелей культуры своего направления. Старший в группе проследит за тем, чтобы команда подготовила материал в соответствии с отведенным временем, т.е. на подготовительную работу экскурсоводов отводится 7 минут, для выступления каждой группы – 5 минут, и установит порядок выступления. Помогать при этом в подготовке каждого участника будет выбранный консультант. Ребята, необходимо помнить о том, что вы одна команда, работающая слаженно, дружно, рационально использующая каждую минуту.

А пока вы будете работать в группе,  прозвучат произведения выдающегося русского композитора «золотого века» Михаила Ивановича Глинки (показать портрет) «Вальс-фантазия» и «Увертюра»

Группы готовят свои выступления.

Учитель: Время для подготовки выступлений групп закончилось. Итак, я приглашаю всех вас, а также присутствующих гостей посетить первый зал нашего воображаемого музея зал архитектуры 1-й половины XIX века. Экскурсию проводит группа «Архитекторов». Я прошу начать выступление теоретика, затем лексикограф представит новые понятия, а за ним последует ответ биографов. По окончании всего выступления консультант и старший группы могут сделать вывод или дополнить сообщения. Пожалуйста, вам слово (выступает 1-я группа).

Учитель благодарит первую группу и учеников, выступивших от ее имени, и отмечает важность выводов и комментариев и приглашает в  зал живописи.

Выступление группы «Художников».

Учитель благодарит вторую группу и отмечает простоту и непреложность вывода, а также то обстоятельство, что он в точности следует за материалом учебника. Что касается комментария, то учитель отмечает его несколько искусственный характер, связанный с прямым цитированием материала из дополнительных источников. Логическая связь при выстраивании выступления заменяется отсылкой к цитате. Впрочем, когда логическая связь не выстраивается, путь, выбранный группой, достаточно эффективен, во всяком случае, на данном уроке.

Посещение зала литераторов.

Выступление группы «Литераторы» оканчивается сценой «Дарю цветы поэту.- у передней стены класса стоят большие портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Двое учеников по очереди выходят к ним со словами: «Я хочу подарить цветы своему любимому поэту… (кладет цветы перед портретом и зажигает свечу в подсвечнике) и прочитать мое любимое стихотворение…

Учитель благодарит третью группу за творческий подход к выступлению и отмечает важность выводов и комментариев не только для времен давно прошедших, но и для современности, т.к. (зачитывает цитату из книги Сергея Перевезенцева «Россия – великая судьба») благодаря русским гениям литературы…

III. Закрепление материала, подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, в качестве завершающего штриха я предлагаю вам составить итоговый тест по следующей схеме:

В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА

«Художественная культура России первой половины XIX века»

мне открылись:

Три самых важных имени архитекторов:  _____________________________

_______________________________________________________________

Три самых важных архитектурных сооружения: _______________________

________________________________________________________________

Три самых важных имени живописцев: ______________________________

________________________________________________________________

Три самых важных названия картин: _________________________________

________________________________________________________________

Три самых важных имени литераторов: ______________________________

________________________________________________________________

Три самых важных литературных произведения: ______________________

________________________________________________________________

Три самых важных чувства (качества) _______________________________

________________________________________________________________

 

Учитель предельно кратко вспоминает цели, поставленные в начале урока: узнать всем о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода; всем научиться еще одному способу групповой творческой деятельности – составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые сообщения на заданную тему; каждому из вас дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.

Учитель: Достижение цели «узнать» превзошло мои ожидания. Итогом этой работы стали результаты выполненного вами теста.

Что касается цели «научиться выполнять операцию», то она достигнута всеми учащимися.

А вот что касается третьей цели, то ответ: «Достигнута – не достигнута» находится исключительно внутри каждого. Судить о достижении этой цели можно  и мне и вам самим только по косвенным признакам, тем или иным чертам поведения, внутреннему ощущению принятия или непринятия всего услышанного и увиденного.  Если вы не достигли этой цели – не расстраивайтесь. Не достигли цели сегодня – поймем завтра, у нас впереди в изучении истории много поучительных событий, так что все мы гарантированно поумнеем!

  Выставление  оценок.  Задание на дом: 

1. Занести в словарь новые понятия (учитель дарит ученикам подсказки-приложение);

2. § 17, вопросы и задания к нему

Учитель раздает жетоны разовых оценок.

Я благодарю всех за активную и продуктивную работу. Мне было с вами очень приятно работать. Спасибо вам за это! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Литература первой половины XIX века

 

Романтизм – (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский, живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).

 

Реализм – в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности (представители реализма – Александр Сергеевич Пушкин с романом «Евгений Онегин», Николай Васильевич Гоголь с комедией «Ревизор»).

 

Живопись первой половины XIX века

 

Романтизмнаправление в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность, свободолюбие и жажду   обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя (например, Василий Андреевич Жуковский – представитель романтизма).

 

Классицизм – (то же, что и в архитектуре), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века, оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в живописи получил название академизма (представители:  художник Александр Иванов, живописец Карл Брюллов).

 

Бытовой жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей. (представитель – живописец Венецианов).

 

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).

 

Категория: Конспект урока | Добавил: olimpiada (17.12.2011) | Автор: Резникова Татьяна Ивановна
Просмотров: 16988 | Рейтинг: 3.2/4

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2024
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление