Государство – основной институт политической системы
Тема: «Государство – основной институт политической системы»
Теории происхождения государства.
А) Патриархальная (Аристотель, Филлер) делают акцент
на аналогию процессов развития государства и семьи, рассматривают государство
как продукт и результат развития семьи; власть монарха сопоставляется с властью
главы семьи, патриархальной общины.
Б) Теологическая доктрина
делает акцент на божественном провидении.
В) Договорная (Гоббс, Руссо)
считают, что государство есть результат соглашения, договора между людьми,
которым стала в тягость их естественное свободное состояние «борьбы всех против
всех». Д.т. была направлена против королевского абсолютизма и служила
теоретическим обоснованием революций нового времени.
Г) Классовая теория Маркса и
Энгельса.
Д) Социальный дарвинизм,как
теория «естественного отбора», выживание сильнейшего.
Е) Психологическая теория,
автор Петражитский, который объяснял появление государства особыми свойствами
человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитетов,
которым можно верить и подчиняться.
Государство – способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении
мира и порядка на территории проживания. Цель государства закрепляется в
Конституции и определяет функции государства ( внутренняя, внешняя).
Формы правления.
А) Монархия: абсолютная,
ограниченная. Парламентская (Великобритания, Нидерланды, Испания, Швеция,
Норвегия, Япония). Лозунг: «Монарх царствует, но не правит».
Б) Республика – форма
правления, при которой все высшие государственные органы либо избираются
непосредственно народом, либо формируются парламентом.
Парламентская республика
предусматривает приоритетную роль парламента, который формирует правительство.
Глава правительства назначается парламентом, т.к. это лидер победившей на
парламентских выборах и ставшей правящей партии. Президент избирается
парламентом, а не всенародно. Парламент является единственным органом,
непосредственно избранный народом.
Президентская республика
возникла в США на основе учёта опыта британского парламентаризма и была
законодательно закреплена в Конституции 1787 года. Такая форма республики
существует в Бразилии, Мексике, Уругвае.
Признаки:
·Президент является главой государства и главой правительства,
отсутствует дуализм исполнительной власти;
·Президент и парламент в равной степени легитимированы. Президент
«сильный», он избран народом;
·Президент нуждается в согласии парламента на формирование
правительства, но в выборе своей «команды» он свободен.
Смешанная форма парламентского и президентского
правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти и
сбалансирование властных полномочий президента и парламента.
Формы государственного устройства.
Унитарное, федеративное, конфедеративное.
Правовоегосударство.
Это тип государства, в котором функционирует режим
конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная
судебная власть, реальное разделение властей. Поиск мировой общественной мысли
(Локк, Монтескье, Кант) и практики наиболее разумного государственного
устройства обусловил основные положения правовой основы государственности.
Принципы формирования
правового государства:
·Верховенство права;
·Обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
·Организация государственной власти на основе принципа разделения
властей, подчинённости власти праву.
Гражданское общество.
Это система жизнедеятельности общества, автономная
по отношению к государственной власти, выражающая частные интересы граждан,
регулирующая и защищающая эти частные интересы.
Признаки гражданского
общества:
·Права граждан и общества естественные, гарантированные нормами права;
·Общественные институты независимы, реально функционирующие;
·Общественные отношения независимые от государства;
·Социальные действия за расширение прав и реальное народовластие.
Политические режимы.
А) демократический, для которого характерны свобода
политического выбора, хорошо развитый механизм обратной связи, плюрализм;
Б) Авторитарный
характеризуется существенным ограничением свободы политического выбора,
плюрализма политического и идейного, при сохранении значительных свобод в
неполитической сфере жизни общества, прежде всего в экономике;
В) Тоталитарный отличается
отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми
сферами жизни общества и установление политического, идейного, экономического
монополизма.
Среди демократических
режимов выделяются:
А)
Либерально-демократический или конституционный, сочетающий признаки демократии
и либерализма;
Б)
Консервативно-демократический с большой ролью политических традиций;
В) Конценсусная демократия,
в основе которой (принцип большинства не является основным, главным считается
достижение конценсуса, паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на
решение большинства;
Г) Анархо-демократические
(охлократия) основаны на личном популизме политических лидеров, на обращении к
массам, а не к закону;
Д) Полиархия (многообразие)
– форма плюралистической демократии, предполагающей множество центров принятия
политических решений, диффузия власти.
Признаки демократии:
·Суверенитет народа, когда источником власти является народ;
·Выборность основных органов государственной власти;
·Равенство прав (равноправие);
·Принцип большинства (подчинение меньшинства большинству).
Либерализм как идеология среднего класса, класса
зарождающейся буржуазии, был основан на идее автономности, независимости
личности по отношению к государству, невмешательства государства в частную
жизнь граждан. Всё что обеспечивает свободу и независимость личности и есть
принцип либерализма. В экономической области – неприкосновенность частной
собственности, свобода частного предпринимательства, рынка, конкуренции,
невмешательство государства в экономическую жизнь. В политической области – это
гарантированность прав и свобод граждан, последовательное осуществление
принципа разделения властей, политический плюрализм (многопартийность),
признание легальной оппозиции, наличие правового государства и гражданского
общества.
Авторитарный режим характеризуется наличием
признаков:
·Ограничение политического плюрализма;
·Сосредоточение власти у административной элиты,
не контролируемой оппозицией и населением;
·Государственное управление строго
централизовано, обюрокрачено, осуществляется административными мерами, в
системе «власть-общество» население не вовлекается в управление делами
государства;
·Существует идеологический контроль, прессинг
власти на прессу, другие институты власти;
·Развивается предпринимательство, но принцип
равных возможностей не гарантирован в реальной жизни;
·Это военные и гражданские хунты, олигархические
и элитарные системы;
Тоталитаризм воспроизводит политический, идейный и
экономический монополизм:
·Тотальный контроль государства над всеми сферами
общества;
·Неограниченная законом власть государства, включающая в себя методы
массового террора, мощный аппарат принуждения;
·Однопартийность и сращивание партийного и государственного аппарата;
·Господство официальной идеологии;
·Изоляция от внешнего мира.
Политические партии.
Партия, от латинского группа, часть более крупной
общности. Формирование современных партий произошло в период развития
буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма в Европе и
США в конце 18 – начале 19 в.в.
Этапы: а) 17 – 18 век –
аристократические группировки, «вики», «тори» в Великобритании ( вики-либералы,
тори-консерваторы);
Б) 18 – 19 век – клубный период (
якобинцы во Франции);
В) вторая половина 19 века –
современные массовые партии, как партии определённого класса.
Партия – добровольная
общественно-политическая организация, созданная и действующая на идеологической
основе, ориентированная на завоевание , либо соучастие во власти на
государственном уровне. Признаки партии: а) борьба за власть; б) организация;
в) наличие программы и устава; г) аппарата управления; д) идеология; е)
социальная опора в обществе.
Движение – компактное сообщество
больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических,
политических, духовных интересов, и не ведущих непосредственную борьбу за
власть. Движение основано на общей идее, а не на идеологии.
Функции партии:
·Выявление и выражение интересов различных групп общества;
·Функция посредничества между государством и властью;
·Функция власти;
·Интеграция и консолидация интересов различных групп;
·Стабилизация политической системы;
·Законность власти;
·Выражение определённой идеологии;
·Формулировка стратегии, программы развития общества;
·Формирование политической элиты;
·Социализация личности.
Многопартийность.
Существуют следующие системы:
Двухпартийная в США, Великобритании;
Модифицированная 2х партийная, когда ни одна из партий не имеет
абсолютного большинства в парламенте и чтобы сформировать правительство ,
должна войти в коалицию;
Классическая многопартийная коалиция, когда ни одна из партий не
имеет большинства в парламенте (Италия);
Коалиция доминированная, когда одна партия осуществляет власть на
протяжении длительного периода (Швеция);
Коалиция кооперативная ,когданесколько наиболее сильных партий долго и устойчиво сотрудничают в
осуществлении власти.
В России на общефедеральном уровне зарегистрировано
140 партий. Особенности российской партийной системы: а) отсутствие у партий
широко1 социальной базы; б) преобладание радикальных партий и слабость
либерального центра.