Пятница, 26.04.2024, 02:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, СЕМИНАРОВ, МАСТЕР-КЛАССОВ » Конспект урока

Деньги. Денежное обращение.
«Деньги. Денежное обращение».

Деньгами называют всеобщий товарный эквивалент*, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги – это платежное средство.
Современные деньги имеют несколько видов:
- наличные деньги (бумажные деньги и монеты);
- безналичные денежные средства (в виде чековых вкладов, кредитных карточек, пластиковых карточек, платежных поручений).
Сущность денег раскрывается в их функциях.
1)Деньги – это мера стоимости. В этой функции деньги выступают в качестве масштаба для измерения ценности разнообразных благ и ресурсов. Это позволяет сравнивать относительную ценность одного блага с другим, обеспечивая эквивалентность обмена.
Производитель товара, намеренный продать его на рынке, назначает цену на этот товар, то есть приравнивает его к какой-то сумме денег. Покупатель, оценивая полезность данного товара, может предложить за него другую (естественно, меньшую) сумму денег. В этих и в бесконечном множестве других случаев деньги выступили в качестве средства измерения стоимости товаров и услуг. Продажа товара предполагает, что товар обменивается на определенную сумму денег в соответствии с той ценой, которая на него установлена. Если тонна нефти стоит 500 р. и продается по этой цене, а тонна хлеба стоит 2,5 тыс. р., то при помощи денег устанавливается, что стоимость тонны хлеба в 5 раз больше, чем стоимость тонны нефти.
Выполняя данную функцию, деньги отражают стоимость товара или услуги, выраженную в цене.
2)Деньги – средство обращения. В данном случае деньги выступают посредником при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов, и наоборот. Это позволяет людям избавиться от бартерного обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Деньги представляют собой ценность и предъявляются в ответ на названную цену какого-то продукта.
Фабрика продала изготовленные игрушки и получила за них сумму денег, равную 500 тыс.р. Финансовый менеджер фабрики выплатил заработную плату рабочим, оплатил материалы, топливо и энергию их поставщикам, расплатился с владельцем помещения. Можно предположить, что рабочие на полученные деньги купили хлеб и масло; поставщики электроэнергии, получив деньги, приобрели на них новую партию каменного угля и оплатили труд рабочих, занятых на электростанции, и т.д. Рассуждая подобным образом, можно получить бесконечную цепь актов продаж товаров и услуг. Причем каждый продавец своего товара или своей услуги получал в обмен на товар или услугу определенную сумму денег. Деньги все время переходили из рук в руки, циркулируя в экономике и обслуживая сделки купли-продажи.
3) Деньги – средство платежа. В реальной жизни при помощи денег совершается немало операций, не связанных с покупкой товаров, оплатой услуг. Например, роль средства платежа деньги играют при продаже товаров в кредит (т.е. в долг с отсрочкой платежа), при уплате налогов, при выплате государственных пенсий, пособий и т.д. Во всех этих случаях потоку денег не противостоит поток товаров, услуг и других объектов купли-продажи.
4) Деньги – средство накопления (сбережения). Возможность и необходимость накопления денег возникают в результате отделения актов продажи от купли. Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца на руках остаются деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса.
В нормальных условиях большинство домашних хозяйств не расходует весь свой доход на покупку потребительских товаров и услуг. Известная часть дохода сберегается. Сбережения осуществляются в денежной форме. В современной экономике люди неохотно хранят деньги в наличной форме, поэтому осуществляется накопление денег в безналичной форме, на банковских счетах. Деньги также могут храниться в товарном виде, то есть в виде золотых монет или слитков.
Сходный процесс происходит и у фирм, которые за счет части своей прибыли формируют и накапливают резервный фонд. Таким образом, и здесь происходит за счет денег образование и накопление сбережений.

* Эквивалент – нечто равное другому, вполне заменяющее его.
5) Деньги выполняют роль мировых денег. Используются для расчетов на мировом рынке. Совсем недавно (до декабря 1971 г., когда был отменен золотой стандарт) эту функцию выполняло золото, сейчас она перешла к устойчивым национальным валютам.
Современные западные экономисты, как правило, выделяют три функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления. По их мнению, средство обращения и средство платежа – это одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.
Все функции денег органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех одновременно.
Деньги находятся в постоянном движении, перемещаясь между физическими лицами, юридическими лицами, государством. Движение денег при выполнении ими своих функций называется денежным обращением.
Масса денег, находящаяся в обращении, обусловливается количеством товаров и услуг, их ценами и скоростью обращения денежной единицы, согласно уравнению И. Фишера, или основному уравнению обмена:
MV = PQ,
где M – количество денег в обращении, V – скорость оборота денежной единицы, PQ – сумма цен товаров (P – средний уровень цен, Q – реальный объем ВВП).
Это уравнение показывает связь между денежной массой, функционирующей в обращении, и товарной массой. Прямая зависимость между количеством денег, имеющихся в обращении, и созданным объемом благ и услуг подтверждает взаимодействие рынка денег и рынка товаров.
Данное уравнение свидетельствует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным, оно определяется рядом факторов: уровнем цен, объемом произведенной продукции, скоростью оборота денег. Таким образом, ясно, что само по себе количество денег не может служить критерием экономического благополучия страны и показателем ее богатства.

Методы денежной реформы:

Дефляция – процесс ограничения денежной массы в обращении, осуществления системы мер по приведению в соответствие суммы денег в обращении с реальной потребностью рынка товаров и услуг. К этим мерам относится: прекращение эмиссии денежных средств, изъятие части денег из обращения, сокращение расходов бюджета, ограничение кредитов, продажа населению облигаций, квартир и т.п.
Деноминация – укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые.
Девальвация – денежная реформа, состоящая в понижении официального курса обращающихся бумажных денег по отношению к золоту или иностранной валюте.
Ревальвация - повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства.
Нуллификация – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу.

Литература:

1. Барабанов В.В. Обществознание: учебно-справочное пособие.- М.:АСТ:Астрель, 2008 г.
2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2001 г.
3. Под ред. С.И. Иванова. Основы экономической теории.- В 2-х кн. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2002 г.
4. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2009: Обществознание /авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.:АСТ:Астрель, 2009 г.- (Федеральный институт педагогических измерений).

Задания к теме «Деньги. Денежное обращение»

А1. Стоимость денег определяется
1) количеством драгоценных металлов, обеспечивающих валюту
2) правительством, устанавливающим номинал бумажных денег
3) количеством товаров и услуг, которые можно приобрести за деньги
4) банками, устанавливающими процент дохода с капитала
А2. Покупательная способность денег
1) увеличивается в период инфляции 3) уменьшается в период дефляции
2) уменьшается в период инфляции 4) не подвержена изменениям в период инфляции
А3. Верны ли следующие суждения
А. Деньги являются средством обращения
Б. Деньги являются мерой стоимости
1) верно А 2) верно Б 3) верно А и Б 4) верны оба суждения
А4. Верны ли следующие суждения
А. Дефляция представляет собой сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков
Б. Деноминация означает повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства
1) верно А 2) верно Б 3) верно А и Б 4) верны оба суждения
А5. Верны ли следующие суждения
А. Объем денежной массы должен соответствовать количеству продаваемых в стране товаров
Б. Объем денежной массы должен соответствовать ценам на товары и услуги
1) верно А 2) верно Б 3) верно А и Б 4) верны оба суждения
А6. На ценнике в магазине гражданин Т. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство платежа 2) средство обмена 3) средство накопления 4) мера стоимости
А7. Понятию «денежный обмен» противоположно по смыслу понятие
1) распределение 2) финансовый расчет 3) бартер 4) деноминация

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы денежной реформы».
Дефляция, деноминация, диверсификация, девальвация, ревальвация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «методы денежной реформы».

С7. Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 12 % годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Назовите любые две иные функции денег и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

С8.3. Экономика. «Деньги, как навоз: если их не разбрасывать, то от них будет мало толку» (Ф, Бэкон)

Ответы к заданиям по теме «Деньги. Денежное обращение»

А1 3
А2 2
А3 3
А4 1
А5 3
А6 4
А7 3

В2. Диверсификация.

С7. Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 12 % годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Назовите любые две иные функции денег и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

Ответ.
Данный пример иллюстрирует функцию накопления.
Иные функции:
- мера стоимости (придя в магазин, даже не имея денег, можно определить, сколько стоит телевизор или микроволновая печь);
- средство обращения (придя в магазин и заплатив деньги за покупку, мы получаем нужный товар);
- средство платежа (мы можем в магазине оформить покупку в кредит, сразу внеся первоначальный взнос, а затем, с процентами, произвести выплаты за покупку).

Категория: Конспект урока | Добавил: Елена23 (09.05.2010) | Автор: Фролова Елена Валентиновна E
Просмотров: 11906 | Рейтинг: 5.0/1

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2024
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление