ИГРА – ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г. «К ЧЕСТИ РОССИИ»
Данная игра посвящается Отечественной войне 1812 года – ярчайшей странице в истории нашей страны. Игра проводится для учащихся 8-х классов на уроках истории и внеклассных мероприятиях. Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по истории Отечественной войны 1812 года; развитие навыков самостоятельной творческой деятельности; развитие поисковой работы в группе; развитие исторического мышления, умений сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа в борьбе с врагами, показать роль великих полководцев и военачальников в истории. Оборудование: портреты участников – героев войны, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», отрывки из литературных произведений и воспоминания современников. План игры: 1. Цель игры – викторины, правила игры. (2минуты) 2. Разминка. (4 минуты) 3. Командные конкурсы. (18 минут) 4. Конкурс капитанов. (5минут) 5. Подведение итогов и награждение победителей. (5 минут). Правила игры: 1) В игре участвуют две команды. 2) Каждая команда получает задания, в случае неправильного ответа, право ответа переходит другой команде. 3) Ответ оценивается по пятибалльной шкале. Полный и правильный ответ – 5 баллов, неполный – 3 балла, неправильный – 0 баллов. 4) Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Разминка. 1. Кому принадлежат следующие слова: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем». (Александр I) - 60 сек «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве». (Кутузов М.И.) - 60 сек 2. Найдите ошибку в документе (раздаются карточки с заданиями). - 60 сек 1) Посол Наполеона в России о состоянии дел в начале Отечественной войны 1812 г.: «Эта кампания, которая столь блестяще велась от Немана до Вильно и от Вильно до Витебска, уже стоила армии больше, чем два выигранных сражения и дала ей самые необходимые ресурсы и продовольственные запасы…» Ответ: а) без реального результата, б) проигранных, в) лишала ее. 2) Французы об итогах Бородинского сражения: «Ему (Наполеону. – Л.Л.) улыбалась, однако, перспектива вступления в Москву, и этот успех завершил все… Все замечали, что император весел и доволен…» Ответ: а) не завершил ничего, б) был очень озабочен. 3. Назовите недостающее звено: 60 сек 1) вступление французов на территорию России – отступление русских армий - ? – Бородинское сражение – совет в Филях – сдача французам Москвы (бой за Смоленск). 2) сдача французам Москвы - ? – бой за Малоярославец – отступление Наполеона – переправа через Березину – изгнание захватчиков за пределы России (Тарутинский маневр). Герои войны. Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3 минут должна написать максимальное число имен участников отечественной войны 1812 г. За каждое правильное имя – 1 балл. Факты из истории. Каждая команда за 7 минут должны подготовить рассказ о начале Отечественной войны 1812 года по следующему плану: 1) Численность и расстановка сил русской и французской армий 2) Планы Наполеона после перехода границы. Изменил ли он свою стратегию «генерального сражения»? 3) Планы русской армии. Сравните тактику русских войск в первые и последующие месяцы войны. 4) Итоги первого периода войны. Война глазами художника Два участника из разных команд подходят к стендам с репродукциями картин В. Верещагина «Конец Бородинского сражения», «Подвиг генерала Н.Н. Раневского в бою у д. Салтановка под Могилевом» Самокиша Н., «Пожар Москвы». Гравюра И. Клера, П. Гесса «Бой под Малоярославцем», посвященных Отечественной войне 1812 г., и пытаются определить, к какому ее эпизоду относится каждая репродукция. На это задание им отводится – 3 минуты. «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 12 клеточками, в которых записаны даты. Каждая команда по очереди открывает квадрат и называет событие, произошедшее в этот год. (5 минут). Конкурс капитанов. Познакомьтесь с различными точками зрения на проблему «Бородино – победа или поражение?» и ответьте на вопросы: 1. Кому и как удалось выполнить поставленные накануне сражения задачи? 2. Кто же победил в Бородинском сражении? Е.В. Тарле: «…Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты, и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен». М.Н. Покровский: «К вечеру все наши позиции были в руках французов; неприятель имел 25-тысячный совершенно нетронутый резерв, тогда кА из русских армий вторая не существовала вовсе, а первая была почти совершенно расстроена». Ж. Мишле: «Наполеон, который так сильно желал большого сражения, думая, что оно положит Россию к ногам его, выказал себя перед Москвой колеблющимся, нерешительным, как отзываются все историки… Победа его была неполная, он очень мало воспользовался ею, не преследовал сильно ослабленных русских». Б.С. Абалахин: «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей». А.А. Васильев: «Для меня здесь нет вопроса. Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа «по очкам»…То, что французы не разгромили русскую армию при Бородино, - неудивительно». С.Б. Окунь: «Бородинское сражение было выдающейся победой России, еще раз продемонстрировавшей все превосходство русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона». А.З. Манфред: «То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией». П.А. Жилин: «Бородинское сражение – генеральное сражение 1812 года. Но оно не дало ярко выраженного успеха ни той, ни другой стороны…На Бородинском поле впервые с особой силой выявились несостоятельность наполеоновской теории достижения победы в одном генеральном сражении, которая стала своего рода рецептом победы». Капитаны могут пользоваться помощью своих команд. На данную работу – 5 минут. Подведение итогов. Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они складываются: из количества очков, заработанных участниками и капитанами команд. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах игры. Резервный конкурс на оставшееся время. По литературным текстам определить, о каких героях идет речь. 1. …которого Россия, 2. Два демона ему служили, В свои годины роковые, Две силы чудно в нем парили, Радушно видит на коне, В его груди – змии вились… В кровавом зареве пожаров, Ширококрылых вдохновений В дыму и прахе боевом, Орлиный, дерзостный полет Отваге, пламенных гусаров, И в самом буйстве дерзновений Живым примером и вождем. Змеиной мудрости расчет. Но освящающая сила, Ответ: Н.М. Языков о Денисе Давыдове Непостижимая уму, Души его не озарила И не приблизилась к нему…