Статус документа
Рабочая
программа по истории составлена на основе
v
Федерального компонента государственного стандарта
(основного) общего образования;
v
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы.- М.: «Просвещение», 2008г.:
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История
России. 6-9 кл./Россия в XX в. 9 класс./ с.18-29
А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова. Новейшая история зарубежных стран. ХХ – начало ХХI в. 9 кл./ с.62-76
Учебные
пособия:
· А.А Данилов., Л.Г.Косулина,М.Ю. Брандт.
История России, XX – начало ХХI в.: учебник
9 кл. общеобразоват.учреждений.- М.:Просвещение,
2007-2011 г.
· А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России
XX – начало ХХI в. 9 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащ. общеобразоват.учреждений. В двух частях.- М.: Просвещение, 2011гг.
· О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.
Новейшая история зарубежных стран. ХХ–начало ХХI в. 9 кл.: учебник общеобразоват.учреждений.- М.:Просвещение,
2006-2010 г.
· О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.
Всеобщая история.Новейшая история. Рабочая тетрадь 9 кл. – М.: Просвещение, 2011 г.
·
АТЛАС. История России
ХХ века./С.В.Колпаков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин.-М.:ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»,
после 2006 г.
·
АТЛАС. Новейшая история
ХХ века./С.В.Колпаков, М.В.Пономарёв.-М.:ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», после 2006 г.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с
распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой
последовательностью изучения тематических блоков (согласно программ и
стандарта); требования к уровню
подготовки выпускников (согласно стандарта);календарно-тематическое планирование и УМК учителя; интернет-ресурсы.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного
общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным
традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и
многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются
яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается
представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об
историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и
для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично
развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего
образования является частью концентрической системы исторического образования.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и
полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности
исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая
историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают
исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую
систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со
спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического
анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость
изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику
различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение
истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать
знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить
представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить
навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на
ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории
должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся,
использование потенциала исторической науки для социализации подростков,
формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и
«Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с
возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя
периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания
истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С
учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной
интеграции устанавлено МО РФ примерное распределение учебного времени в рамках
трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Классы
|
Объем учебного времени (федеральный
|
Разделы
программы
|
Резерв учебного времени
|
|
компонент)
|
История России
|
Всеобщая история
|
|
|
|
Что изучает история – не менее 10 ч
|
|
V-VI классы
|
140 ч
|
История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.
|
История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч
|
25 ч
|
VII-VIII
классы
|
140 ч
|
История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72
ч
|
История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч
|
20 ч
|
IX
класс
|
70 ч
|
Новейшая и современная история России – не менее 36 ч
|
Новейшая и современная история – не менее 24 ч
|
10 ч
|
|
|
|
|
|
|
За счет учебного времени из регионального
(национально-регионального) компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение
особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия
предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном
минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на
обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню
подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается
либо в составе интегрированного учебного курса «Краеведение» с VI по IX класс, либо в качестве краеведческого модуля в курсе истории в IX классе.
Особенностью исторического образования на ступени
основного общего образования является необходимость организации предпрофильной
подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального
компонента и компонента образовательного учреждения.
Реализация программы исторического образования на
ступени основного общего образования предполагает широкое использование
межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и
обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о
динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной
жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно
изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном
многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии
расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира,
закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных
области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса
обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и
образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание
учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их
возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной
области «Искусство».
Цели
Изучение истории на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание
патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение
знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в
их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение
элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
- формирование
ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение
знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм
и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного
предмета «История» на этапе основного общего
образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX
классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В базисном плане нашей школы на изучение истории
отведено 68 часов, поэтому календарно-тематическое планирование учителя
составлено на 68 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории
способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять
характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания,
значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать,
сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким
предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса
истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы,
аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной
подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы
деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из
них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные
решения.
Важную роль историческое образование играет в
формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках
информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом
виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый
анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно
передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На
уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и
диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить
примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными
словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных
задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться
выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков
рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),
оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их
устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными
достижениями, чертами своей личности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в
разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и
личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями,
значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной
жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к
учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися
(содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой
модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования –
курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для
изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на
видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и
психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего
образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать,
определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены
требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками
учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной
проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об
историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Скачать полную версию
|