1. Пояснительная
записка
В школе в соответствии с ныне действующим вариантом
базисного учебного плана предусмотрено небольшое количество часов на изучение истории
Средних веков и Нового времени. Поэтому многие важные исторические процессы
изучаются поверхностно. Данный элективный курс предполагает расширить знания
учащихся о Реформации в Европе, об особенностях её протекания в каждой
отдельной стране.
Программа курса рассчитана на учащихся 10-х классов
общеобразовательных школ РФ. Программа используется вне рамок урока, а в
качестве курса по выбору учащихся. Курс рассчитан на 10 часов, 1 час в неделю.
2. Цели и задачи
курса
Цель курса
«Реформация в странах Европы» - сформировать у учащихся представление об
особенностях протекания реформационных процессов в европейских государствах, их
причинах и результатах.
Реализация данной цели предусматривает решение ряда
задач, предполагающих:
-
знакомство с понятием Реформация и её основными причинами;
- анализ
реформационных процессов в отдельных странах Европы;
-
приобретение опыта работы с историческими источниками;
-
отработке общеучебных ЗУНов.
3. Оценивание
знаний учащихся
Проводиться
с помощью традиционных способов:
-
тестирование
-
выполнение самостоятельных работ
- устный
опрос
- задания
творческого характера
- зачет по
окончании курса
4.
Инструментарий курса:
- карты и атласы
- тестовые задания
- глоссарий
- иллюстрации и учебные картины
- карточки для самостоятельной работы
- документальные материалы
5. Литература
для учителя и учащихся
* История
средних веков. Хрестоматия . / Под ред. Степанова В.Е., Шевеленко С. – М.,
1981.
* История
средних веков. Хрестоматия. / Под ред. Сказкина С.Д. –М., 1950.
* Источники по истории Реформации.- М.,
1960.- №1
* Некрасов
Ю.К. Реформация и Крестьянская война в Германии – Вологда, 1984.
* Смирин М.М.
Народная Реформация и Крестьянская война – М.,1969.
* Ревункова
Н.В. Идей гуманизма в трактовке Ж. Кальвина.// Культура эпохи Возрождения и
Реформация, Л., 1982.
* История
Италии. В 3-х т. – М.,1970, т.1.
* Англия в
эпоху абсолютизма. Статьи и источники. /
Под ред. Сапрыгина Ю.М. – М., 1985.
* Исаенко
А.В. Английская королевская Реформация, 1982.
* Документы
по истории Франции / Публикация Вороновой Т.П., Гудари Е.Г.// Средние века.
1958 №12-13, 1959 № 14-15, 1961 № 19.
* Документы
по истории гражданских войн во Франции. 1562-1563г.г./ под ред. Люблинской А.Д.
– М.: 1962.
* Документы
// Эльфонд И.Я. Гражданские войны во
Франции.- Челябинск, 1982.
* Плешкова С.Л. Екатерина Медичи. Черная
королева.- М.: 1994.
* Плешкова
С.Л. Французская монархия и церковь XV-XVI в.в. – М.: 1992
* Плешкова С.Л. Реальности и мифы Варфоломеевской
ночи. // Вопросы истории 1998. №8,114-124.
Примерное
тематическое планирование
№ урока
|
Тема урока
|
Количество
часов
|
Формы и методы
работы
|
1.
|
Введение. Реформация и её
причины.
|
1час
|
Работа с понятием. Анализ
проблемы и её коллективное обсуждение.
|
2 - 3.
|
Реформация в Германии. Мартин
Лютер и его «95 тезисов. Томас Мюнцер.
|
2 часа
|
Доклады учащихся. Работа с
документами. Устный опрос. Тестирование .
|
4 – 5.
|
Реформация в Швейцарии. У. Цвингли.
Ж. Кальвин и их учения.
|
2 часа
|
Беседа с учащимися. Работа со
сравнительно таблицей. Письменная сам. работа.
|
6.
|
Реформация и контрреформация в
Италии
|
1 час
|
Беседа с учащимися. Творческое
задание.
|
7.
|
Особенности процесса Реформации
в Англии.
|
1 час
|
Работа с документами.
Тестирование .
|
8 – 9.
|
Реформация и гражданские войны
во Франции. Варфоломеевская ночь.
|
2 часа
|
Беседа с учащимися. Работа с
документами. Ролевая игра «Суд над Варфоломеевской ночью»
|
10.
|
Зачет
|
1 час
|
Итоговое тестирование.
|
|