|
Каталог статей
Деревенские святыни: поклонение воде.
Деревенские святыни: поклонение воде.
Поклонение водным источникам существовало у славян с языческих времен. Древнерусские авторы описывают причитание «кладезей» и других водных объектов. В народном православии «святые источники» важной частью простонародной религиозности. А.А. Панченко относят святые источники к так называемым древнерусским святым. Но в своей работе «Исследования в области народного православия. Древнерусские святыни Северо – Запада России» он не уделяет им должного внимания, рассматривая подробно другие ландшафтные объекты, которое приобрели для местного населения сакральное значение. Однако, определение, данное А.А. Панченко деревенским святыням весьма универсально, и мы будем оперировать им в своем исследовании. Деревенские святыни – это почитаемые камни, родники, деревья, каменные кресты и т.д., список может быть расширен – как за счет других типов ландшафтных объектов, так и за счет различного рода реликвий, чудотворных икон и д.р. Деревенские святыни редко находятся на территории деревни или в непосредственной близости от нее. Чаще мы встречаем подобные памятники в лесу (нередко близ края поля или на опушке), в лощинах и оврагах, неподалеку от низменных и заболоченных мест. Иногда они располагаются рядом с археологическими памятниками. Как правило, священное место почитается жителями ограниченного числа деревень, составляющих, таким образом, своеобразный «приход». Однако, существовали святыни, пользовавшиеся очень широкой известностью. Но, так или иначе, поклонение почитаемому месту было связано с определенным праздничным днем. Обычно в такие дни в почитаемых местах совершались молебны, сюда ходили крестным ходом из ближайших церквей. На территории Владимирской области существует множество деревенских святынь. Но особое внимание хотелось бы уделить святым источникам, колодцам, ключикам, озерам. При изучении этой темы мы пользовались архивными данными, относящимися к советскому периоду. «Святой ключик» села Черсево Гусь-Хрустального района. «Черсевский ключик» почитался верующими, так как вода этого ключика, по мнению местных жителей, исцеляла от различных недугов. Паломничества к ключику совершались два раза в год на праздники Троица и Крещение. В роднике набирали целебную воду и проводился обряд купания. Святой источник посещали, в основном, местные жители, а так же паломники из Меленковского и Судогодского районов. По данным 1969 года количество паломников достигало до 500 человек в течении дня. В советские годы власти пытались пресечь традицию паломничества к «Черсевскому ключику». С этой целью в день религиозного праздника Троицы на месте источника устраивались массовые гуляния молодежи. Праздник, таким образом, отвлекал население от источника. Постепенно многие люди стали считать, что это место потеряло святость. Организованное паломничество к ключику прекратилось. Однако некоторая часть верующих из числа местных жителей в силу давно устоявшихся традиций продолжает посещать его в некоторые религиозные праздники, особенно на Троицу. Так же в Гусь-Хрустальном районе находился еще один родник под названием «Три ключика», он был расположен около недействующей часовни имени Варвары великомученицы. Данный родник посещался верующими в ночь Крещения. Этот источник был завален землей и паломничество к нему прекратилось. Так же в с. Григорьево, Ляховского района есть «Святой ключик», к которому в прошлом ежегодно в день Казанской Богоматери 21 июля стекались большое количество верующих. Во время паломничества читались акафисты и устраивались различные богослужения, исполнявшиеся самими верующими. Существоали так же святые источники, находящиеся в городской черте. Почитание их, как правило, имело основные признаки почитания деревенских святынь В Муроме, на берегу Оки, имеелся родник, возле которого до недавнего прошлого собирались верующие во время крещенских праздников. При нем подвизалась некая Ефросинья (Федотова Е.С.), юродивая, слывшая в народе «за святую». В официальных документах особое почитение объяснчялось тем, что «во время сборищ она у ключика кликушествовала, чем и возбуждала у верующих интерес к этим сборищам». В г.Меленки был «Святой ключик», за которым ухаживаал некий Павел Правдин, именуемый «божьим человеком», которого власти характеризовали как «психически неполноценным». Над источником была сооружена небольшая постройка, внутри которой имелись иконы. Во время некоторых религиозных праздников, особенно на «Крещение», туда приходили верующие «за святой водой», но это не носило характер массового паломничества. Предполагалось на месте ключика оборудовать благоустроенный колодец общего пользования, что бы ликвидировать место массового поломничества. Таким образом, можно сделать вывод, что среди деревенского населения святые источники являлись очень важным аспектом их духовной жизни. Вода всегда имела для человека всегда сакральное значение, и именно по этому и по сей день имеются святыни, так или иначе связанные с водой. Люди приходили и приходят к ним на праздники, ухаживают за ними, верят в их чудодейственные свойства. Необходимо принять во внимание еще и тот факт, что в сельской местности, как правило, не везде были церкви, часовни и т.п., по этому люди находили особенные места, куда можно было придти как в церковь. В советское время, когда большинство храмов было закрыто это приобретало особое значение. |
Категория: Проектная деятельность | Добавил: Лилия (16.07.2012)
| Автор: Плеханова Лилия Сергеевна E
|
Просмотров: 1606
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь
© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.
Конкурсы для учителей
Ваша статья в нашем сборнике
Сертификат о публикации
Электронное пособие по истории. 10 класс
|