|
Каталог статей
«Не забудь!...Не прости!...»
Зубехина А.Б., преподаватель общественных дисциплин ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
Литературная гостиная «Не забудь!... Не прости!...» была представлена вниманию не только обучающихся, студентов, педагогов колледжа, но и родителей учеников и всех желающих ознакомиться с данной тематикой, почтить память жертв Холокоста. В связи с этим были поставлены следующие цели и задачи:
Цели: 1. сформировать интерес к изучению документальных источников и художественной литературы по теме Холокоста; 2. продолжить развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других; 3. продолжить обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Задачи: 1. продолжить поисковую и творческую деятельность обучающихся по теме Холокоста; 2. ознакомить с русской литературой, посвященной тематике Холокоста осмысление и анализ которой поможет глубже понять трагедию еврейского народа, бесчеловечность нацистской идеологии;
Психолого-педагогический аспект мероприятия: 1. развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. 2. активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся и студентов; 3. создание на мероприятиях обстановки сопричастности к изучаемым событиям.
Сценарий литературной гостиной «Не забудь!... Не прости!...»
Действующие лица: Преподаватели: преподаватель общественных дисциплин и преподаватель русского языка и литературы. Ведущие: студенты колледжа. Чтецы: обучающиеся колледжа. Ход мероприятия: Вступительное слово преподавателя общественных дисциплин: «Осознание Холокоста как явления, перевернувшего привычное развитие мира и поставившего под сомнение его нравственные ус¬тои, началось еще в годы Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе человечество получило доказа¬тельства чудовищных злодеяний нацизма. Гетто, концентрацион¬ные лагеря, лагеря смерти... Миллионы расстрелянных, задушен¬ных газом, сожженных. Уничтоженные дети, женщины, старики. Безоружные и беззащитные. Люди разных национальностей, поли¬тических взглядов и убеждений. Среди них - 6 000 000 виновных только в том, что хотя бы один из их родителей был евреем. Еврейский народ стал первой жертвой расистской идеи нацис¬тов о необходимости тотального уничтожения "неарийцев". Нацистская идеология сделала их главными врагами. Именно евреи, в первую очередь, подлежали повсеместному и массовому ис¬треблению. С этой целью была изобретена специальная техно¬логия полного и окончательного уничтожения народа как этно¬са. Все это казалось чудовищным и необъяснимым с точки зрения человеческого разума. Холокост - не просто понятие, помогающее осознать одну из глобальных катастроф XX века. Именно Холокост свидетельствует о надломе в развитии человеческой цивилизации и о реальной угрозе ее существованию в будущем. Социальное зло такого масштаба не проходит бесследно, оно неминуемо разлага¬ет и общество, и человека. Возможно, Холокост оставит непоправи¬мый след в социокультурном развитии мира и генотипе поколе¬ний будущего. В странах Европы и Северной Америки ученые разных направ-лений уже более 50 лет изучают это явление. В России же дела¬ются только первые шаги. В условиях, когда в стране, победив¬шей фашизм, тема Холокоста, на многие годы оказалась вычерк¬нутой из научной исследовательской и преподавательской практи¬ки, именно писатели, а не историки осуществили информационный прорыв и преодолели политические и идеологические запреты». Вступительное слово преподавателя русского языка и литературы: «Вовлечение русской литературы XX века в познавательный про¬цесс, увязанный с историей Холокоста, очень важно как для осмыс¬ления этой конкретной темы, так и для понимания истории Войны и истории Отечества в целом. Осознание темы Холокоста через ху¬дожественные образы и судьбы литературных героев более доступ¬но и действенно. Затрагивая чувственный мир человека, литерату¬ра заставляет сопереживать героям и ощущать их боль, как свою собственную. В этой способности вызвать ощущения сопричастно¬сти к событиям, действиям, поступкам людей и происходящей с ними трагедии и состоит основная особенность и достоинство ли¬тературы - в том числе и литературы о Холокосте - как формиру¬ющего начала. Изучение различных аспектов истории Холокоста и осозна¬ние его уроков, безусловно, должно стать частью националь¬ной программы гуманитарного образования в России. Никто не будет отрицать огромную роль художественного слова в формировании мировоззренческих, психологических и нравствен¬ных установок человека. Литература, как и искусство, объединяет мир и способствует его взаимопониманию. И тема Холокоста пред¬стает в художественной литературе в ее общечеловеческом кон¬тексте с общими для всех народов моральными и этическими про¬блемами».
Ведущий 1: Художественное осмысление этой многогранной темы в русской литературе предшествовало ее научному изучению. Писатели и по¬эты в своем творчестве, как правило, опирались на свидетельства современников, собственные знания, личный опыт и факты своей био-графии, так как не имели возможности почерпнуть необходимые сведения в книгах, статьях и архивных материалах.
Ведущий 2: Среди литераторов, которые впервые и специально разрабаты¬вали тему массового уничтожения евреев на оккупированной территории, были те, кто в 1944-1946 гг. собирал, обрабатывал и гото¬вил к печати документальные материалы "Черной книги". Среди них - писатели В. Гроссман, И. Эренбург, В. Иванов, Л. Сейфуллина, В. Каверин и др., а также поэты Л. Озеров, М. Алигер, В. Инбер, П. Антокольский, А. Суцкевер.
Ведущий 3: "Черная книга" не является литературным произведением в чистом виде. Представленные в ней материалы в большей мере можно отнести к документальным очеркам, написанным писате¬лями и поэтами. У каждого очерка, рассказа, литературной записи была документальная основа.
Ведущий 4: Некоторые из материалов достаточно подробно раскрывают ис¬торию городов и местечек до их оккупации немцами. В частности, это присутствует в очерках Гроссмана. В очерке "Убийство евреев в Бердичеве", подготовленном для "Черной книги", Гроссман с огромной любо¬вью и чувством скорби описал свой родной город и насильствен¬ную смерть его жителей. В Бердичевском гетто погибла мать пи¬сателя. В этом очерке он выразил всю горечь собственной утраты, всю непередаваемую личную боль, которая сквозит в каждой строчке и в каждом эпизоде.
Ведущий 1: В. Гроссман был одним из первых, кто написал в сентябре 1944 г. о лагере смерти Треблинка. И прежде, чем этот очерк вошел в состав "Черной книги", он был опубликован в журнале "Знамя" в 1945 г. под названием "Треблинский ад" и в этом же году издан отдельной брошюрой для использования на Нюрнбергском процес¬се.
Ведущий 2: Начиная свой очерк с описания географических и природных особенностей Треблинки, автор постепенно переходит к деталь¬ному показу устройства этого конвейера смерти, преднамеренно заостряя внимание на различиях трудового и еврейского ла¬геря. В трудовом лагере, в тяжелейших условиях, люди все же существуют и работают. В еврейском лагере, или лагере смер¬ти, жизнь людей ограничивалась промежутком времени, кото¬рый занимает путь от поезда до газовой камеры.
Ведущий 3: В столь небольшом по объему очерке впервые были затронуты многие вопросы, которые исследуют сейчас историки, психологи, со¬циологи: обстоятельное описание устройства лагеря и газовой каме¬ры, просчитанный до мельчайших подробностей процесс убийства, по¬ведение жертв и палачей, описание случаев индивидуального сопро¬тивления, сокрытие следов преступлений и, наконец, эпизоды восста-ния людей, обреченных на смерть.
Ведущий 4: Одной из наиболее чудовищных страниц в истории Катастрофы является уничтожение евреев в Бабьем Яру. Именно в образе "Бабьего Яра" вошла тема "Холокоста" в советскую поэзию. Объясня¬ется это прежде всего тем, что факт массового расстрела евреев Кие¬ва был наиболее известен общественности. Киев был первым боль¬шим городом с крупным еврейским населением, где в первые же дни оккупации были уничтожены почти все евреи. И поэтому Ба¬бий Яр на окраине Киева стал наиболее ярким и концентриро¬ванным образом-символом Катастрофы всего еврейства СССР.
Ведущий 1: Первым из поэтов, кто написал о киевской трагедии еще в годы войны, был Илья Эренбург. Его стихотворение "Бабий Яр" (1944 г.) было опубликовано без названия в январе 1945 г. в журнале "Но¬вый мир". "Бабий Яр" для Эренбурга - реальная, живая личная боль. Киев - родина поэта, здесь прошло его детство. И он был до глубины души потрясен, увидев сожженный, разрушенный город и узнав об участи его жителей – евреев.
Ведущий 2: Ощущение трагедии автор создает отдельными штрихами или мазками, пропуская их через себя. Все, что он видел и знал, не давала ему покоя. Его волновали судьбы убитых, незнакомых ему лю-дей, ставших вдруг для него родными. В этом стихотворении Эренбург ощущает себя частицей своего народа и считает своим долгом помнить о том, что случилось.
Чтец 1:
БАБИЙ ЯР К чему слова и что перо, Когда на сердце этот камень, Когда, как каторжник ядро, Я волочу чужую память? Я жил когда-то в городах, И были мне живые милы, Теперь на тусклых пустырях Я должен разрывать могилы, Теперь мне каждый яр знаком, И каждый яр теперь мне дом. Я этой женщины любимой Когда-то руки целовал, Хотя, когда я был с живыми, Я этой женщины не знал. Мое дитя! Мои румяна! Моя несметная родня! Я слышу, как из каждой ямы Вы окликаете меня. Мы поднатужимся и встанем, Костями застучим - туда, Где дышат хлебом и духами Еще живые города. Задуйте свет. Спустите флаги. Мы к вам пришли. Не мы - овраги. Илья Эренбур, 1944 г. Ведущий 3: Политика государственного антисемитизма конца 40-х- начала 50-х годов более чем на десятилетие вычеркнула тему Холокоста из поля зрения литераторов. Евгений Евтушенко был первым из поэтов, положившим конец замалчиванию трагедии евреев в годы Великой Отечественной войны. Образ Бабьего Яра является основополагаюшим и выступа¬ет как олицетворение трагической участи евреев в период немец¬кой оккупации. Соответственно, именно Бабий Яр и история, свя¬занная с ним, навела Евтушенко на размышления о причинах слу¬чившегося, об антисемитизме и его исторических истоках.
Ведущий 4: Поэт начинает и заканчивает стихот¬ворение ощущениями, которые возникли у него на "крутом обрыве" Бабьего Яра. И хотя в нем нет описания того, что случилось здесь осенью 1941 года (поэт, судя по всему, и не ставил такую за¬дачу) мы это видим через образы, в которые воплощается евтушенковское поэтическое "я". Мы это слышим через пронзительную ин¬тонацию его стиха. Этим поэт усиливает общее звучание темы и остроту ее восприятия читателем.
Чтец 2: БАБИЙ ЯР Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу. Мне кажется сейчас - я иудей. Вот я бреду по древнему Египту. А вот я, на кресте распятый, гибну, и до сих пор на мне - следы гвоздей. Мне кажется, что Дрейфус - это я. Мещанство - мой доносчик и судья. Я за решёткой. Я попал в кольцо. Затравленный, оплеванный, оболганный. И дамочки с брюссельскими оборками, визжа, зонтами тычут мне в лицо. Мне кажется - я мальчик в Белостоке. Кровь льется, растекаясь по полам. Бесчинствуют вожди трактирной стойки и пахнут водкой с луком пополам. Я, сапогом отброшенный, бессилен. Напрасно я погромщиков молю. Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!" Лабазник избивает мать мою. О, русский мой народ! Я знаю - ты по сущности интернационален. Но часто те, чьи руки нечисты, твоим чистейшим именем бряцали. Я знаю доброту моей земли. Как подло, что, и жилочкой не дрогнув, антисемиты пышно нарекли себя "Союзом русского народа"! Мне кажется - я - это Анна Франк, прозрачная, как веточка в апреле, И я люблю. И мне не надо фраз. Мне надо, чтоб друг в друга мы смотрели. Как мало можно видеть, обонять! Нельзя нам листьев и нельзя нам неба. Но можно очень много - это нежно друг друга в темной комнате обнять. Сюда идут? Не бойся - это гулы самой весны, она сюда идет. Иди ко мне. Дай мне скорее губы. Ломают дверь? Нет - это ледоход... Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по-судейски. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный крик, над тысячами тысяч погребенных. Я - каждый здесь расстрелянный старик. Я - каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне про это не забудет! "Интернационал" пусть прогремит, когда навеки похоронен будет последний на земле антисемит. Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам как еврей. И потому - я настоящий русский! Евгений Евтушенко, 1961г.
Ведущий 1: Одним из первых, кто затронул тему Холокоста в художествен¬ной прозе послевоенных лет, был И. Г. Эренбург. Роман "Буря", написанный им, сразу после войны, был опубликован в журнале "Новый мир" в 1947 году. За это произведение Эренбург был удос¬тоен высшей литературной премии того времени. Популярность Эренбурга в годы войны была чрезвычайно высока. Его статьи, очерки, листовки расходились массовым тиражом на передовой и оккупированных территориях. Со всех концов страны читатели при¬сылали ему свои отклики, письма, информации. Широкую извест¬ность приобрел писатель и в общественно - политических кругах Запада. Ему верили, к его мнению прислушивались, его читали. Роман был переведен почти на все европейские языки.
Ведущий 2: Героев романа Эренбурга объединила война. Все они - жители самых разных стран - ощутили на себе злодеяния фашистов и не-мецкий оккупационный режим. Трагической судьбе еврейского населения Эренбург посвящает несколько эпизодов. Рассказ о ги¬бели евреев Киева писатель представил в восприятии матери двух главных героев. Ее расстреляли в Бабьем Яру вместе с малень¬кой внучкой. А старший сын, который еще до революции уехал с отцом в Париж, стал жертвой лагеря смерти Освенцим. Эренбург, как никто другой, знал, что политика нацистской Германии отно¬сительно евреев всех стран Европы была неизменной. Впослед¬ствии, в своей книге воспоминаний "Люди, годы, жизнь" писатель расскажет об истреблении еврейского населения в оккупированных немцами районах по материалам "Черной - книги" и многочислен¬ным письмам читателей.
Ведущий 3: Из произведений советской прозы, в которых тема Холокоста на¬шла наиболее яркое воплощение, следует остановиться на романах Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", Анатолия Кузнецова "Ба-бий; Яр " и Анатолия Рыбакова "Тяжелой песок". Роман Гроссмана "Жизнь и судьба" был закончен автором в 1960г. и посвящен его матери, расстрелянной немцами в Бердичевском гетто. Писатель испытывал внутреннее притяжение, личную причастность и глубокий интерес к этой теме. Долгие годы Гроссман размышлял, анализировал, делал наброски и «лепил» образы, страдал и убеждался в правоте сделанного им в этом направлении выбора.
Ведущий 4: Непосредственно теме уничтожения евреев в годы войны Гроссман посвящает несколько глав. Одна из самых удивительных творческих находок автора - это письмо матери Штрума. Последние мгновения жизни Анны Штрум воплощаются писателем в ее мыслях и наблюдениях о жизни в гетто, о людях, их характерах и отношениях. Письмо матери Штрума носит характер самостоятельного, законченного литературного произведения. В этом письме Гроссман прежде всего хотел показать великую, преображающую силу материнской любви.
Чтец 3: «…Как будто страшное дуновение прошло по лицам, все почув¬ствовали, что приближается срок. Витенька, я хочу сказать тебе... нет, не то, не то. Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узна¬ешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточ¬ки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала гла¬за, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужа¬са, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет…» Отрывок из романа «Жизнь и судьба» В. Гросмана Ведущий 1: В целом, тема Холокоста в романе «Жизнь и судьба» звучит более сконцентрировано, более осознано, чем в публицистических произведениях военных лет. В главах, посвященных анализу сущности фашизма и антисемитизма, Гроссман прибегает к философским обобщениям и сравнительным оценкам, сопоставляя гитлеровскую и советскую тоталитарные системы. Примером документальной прозы о Холокосте является роман А. Кузнецова «Бабий Яр», напечатанный в 1966 году в журнале «Юность».
Ведущий 2: Кузнецов впервые открыто, обстоятельно и целенаправленно показал трагедию Бабьего Яра. Чтобы подчеркнуть документальную основу событий романа, сам автор обозначил его, как роман-документ. Все, что происходит в романе, - это события, факты, случаи, которые действительно имели место в реальной жизни людей, ставших его героями. Писатель не изменял их настоящие фамилии.
Ведущий 3: Особое место среди художественных произведений о Катастрофе принадлежит роману А. Рыбакова «Тяжелый песок», законченный автором в 1977 году. Роман Рыбакова имел большой читательский успех и был издан в 26 странах. Некоторые критики на Западе называли его «еврейской семейной сагой». Заключительное слово преподавателей. Подведение итогов мероприятия (Что я вынес из этой темы? Обсуждение, дискуссия) Список используемых источников и литературы: 1. Васильева Г.Н. Азбука толерантности: Методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 34 с. 2. Книга Праведников/ Сост.: И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост»: МИК, 2005. – 128 с. 3. Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 4: Сборник/ Составитель: Д.В. Прокудин.// Под ред. И.А. Альтмана. – М.: Центр и Фонд «Холокост», 2008. – 112 с. 4. Преподавание темы Холокоста в ХХI веке./ Под ред. И.А. Альтмана - М.: Фонд «Холокост», 2000. – 245 с. 5. Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся. М., 1997. 6. Холокост: взгляд учителя: Методическое пособие – сборник работ педагогов России/Сост.: И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.В. Прокудин; Под ред. Л.М. Пятецкого. – М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2006. – 192 с. |
Категория: Внеурочная деятельность по предмету | Добавил: Учителка (04.11.2012)
| Автор: Зубехина Анна Балагулиевна E
|
Просмотров: 1037
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
Календарь
© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.
Конкурсы для учителей
Ваша статья в нашем сборнике
Сертификат о публикации
Электронное пособие по истории. 10 класс
|