Версии:
1. В книге «Бытие» сказано, что все народы, населяющие
землю, произошли от трех сыновей единого человека, спасшегося при потопе Ноя:
Сима, Хама и Иафета. Византийская, а затем и древнерусская традиция утверждала,
что по разделении земли Иафету достались «полунощные страны и западные» и «от
племени Афетова» произошли словене и «язык словенеск». У Иафета был сын Мешех. Взаимная замена
звуков «с» и «ш» обычна в русском языке. Летописец переделал Мешеха в Мосоха.
«Некогда пришел Мосох Иафетович, шестой сын Иафетов, в ту местность, где сейчас
Москва. И, придя, поселился на сем избранном высочайшем и всепрекрасном месте
над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москвы,
названной по имени реки, под ним текущей. Но тогда когда Мосох пришел в сии
места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени
жены своей Квы».
- ХVIII в. - слово «Москва»
скифо-сарматского происхождения и
оно значит «крутящаяся» или
«искривленная».
- ХIХ в. - в марийской легенде «О семи братьях и трех
городах» выводилось название Москва из двух марийских слов, «маска» – медведь и «аав» – мать, и объяснялось
возникновение его тем, что, мол, в этих местах водилось много медведей.
- От коми-зырянского
слова «моск» – корова. Москва –
«коровья река».
- Забелин И.Е. - от
мостков, которые находились на реке и покрывали низкие топкие берега.
- Салов Ф.И. -
старинное наименование Москвы Москов
считать составленным из двух корней – из «моск», что значит по-старославянски «кремень», и «ков», которое, если прочесть его
как «хов» (ховати – прятать), может обозначать «укрытие».
- От финского слова «musta»
– черный, грязный – Москва – это, «черная, грязная вода».
Ильинский
Г.А., Черных П.Я., Векслер А.Г. - с корнем «моск»
у славян связывались представления о сырости, влажности, а форма «Москва» образовалась в результате
склонения слова: сначала, имя основу «москы»,
оно приняло окончание винительного падежа «чвь»,
затем форма винительного падежа стала также и формой именительного. |