По представлениям славян – язычников,
Вселенная состояла из трёх ярусов: на небе жили высшие боги, земля была отдана
духам природы, под землей обитали злые демоны.
Верхний мир – небо.
Род – бог
Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему, что только существует в мире.
Белбог (Белун). Сварог. Даждьбог. Хорс. Ярило. Стрибог. Перун. Макошь.
Велес. Средний мир.
Берегини – воздушные
девы, оберегающие людей от упырей.
Банник – дух,
живущий в бане.
Водянной – дух
рек и озер.
Дворовой –покровитель
двора.
Домовой – покровитель
дома. 28 сентября домовому приносили жертву.
Кикимора – злое
существо, в которое превращается родившийся мёртвым или умерший грудной
младенец.
Леший – дух
леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика.
Лихо – злая
баба- великанша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз, ростом выше
деревьев, спит на кровати из человеческих костей.
Нижний мир.
Упыри – вампиры.
Черти –злые
существа, бесы. Имели облик людей с рогами, копытами, хвостами и свиными
рылами. Шерстнатый – ночной демон, давящий спящего человека. Славяне – язычники воздвигали специальные культовые
сооружения, называемые святилищами и капищами. Одним из интереснейших
языческих сооружений является святилище Перуна, исследованное близ Новгорода
Великого в урочище Перынь, которое расположено там, где Волхов вытекает из оз.
Ильмень. Перынский холм, окольцованный по склонам сосновой рощей, величественно
и живописно господствует над северными низменными и безлесыми берегами Ильменя.
Центральную часть святилища составляла приподнятая над
окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга
диаметром 21 м., окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м. и глубиной более 1
м. Точно в центре круга стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает
летопись, в 988 г. была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился
жертвенник – круг, сложенный из булыжных камней.
Ров, окружавший культовую площадку, представлял в
плане не простое кольцо, а ободок в виде громадного цветка с восемью
лепестками. Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов,
расположенных правильно симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во время
языческих праздников разжигали ритуальный костер, а в одном из них, обращенном
к Волхову горел «неугасимый» огонь.
Более скромные святилища устраивались среди лесов и
болот, внешне походили на городища. Эти культовые сооружения обычно называются
болотными городищами.
Форма этих культовых мест в плане округлая или овально
округлая, диаметры площадок от 14 до 30 м. Площадки чаще ровные,
горизонтальные, как в Перыне, в других случаях – выпуклые со слегка приподнятой
серединой. Они оконтурены обычным кольцевым рвом, иногда – двумя валами, между
которыми находится неглубокий ров.
Устраивались такие святилища на небольших островках
среди болот или в конце низких мысов, образуемых болотистыми низинами, и
возвышались над уровнем окружающей местности всего на 2 – 5 м.
Существовали также и святилища, которые обслуживали
более или менее крупные районы, включающие по нескольку, а иногда и по
нескольку десятков поселений. Это были племенные культовые места. Важнейшим
признаком таких племенных святилищ является их изолированное от поселений
положение. Жители окрестных селении собирались на этих святилищах в основном во
время крупных языческих празднеств и молений или же в связи с событиями,
важными для племени.
Поклонялись славяне также горам и источникам, рощам и
отдельным растениям.
Священным деревом славян – язычников был дуб. Культ
этого дерева тесно связан с культом Перуна. Константин Багрянородный (X в.) описывает
жертвоприношение купцов – русов у священного дуба на острове Хортице на Днепре.
В северо-западной части восточнославянской территории
было распространено культовое поклонение камням. Памятниками этого культа
являются крупные камни с ямками, с выемками – отпечатками ног человека или
животного, известные в Новгородско-Псковской земле. Дождевая вода из ямок и
углублений на камнях представлялась «святой»; вплоть до ХХ в. на эти камни
клали цветы и приносили пищу.
Идолы – кумиры были важнейшими атрибутами как
племенных, так и поселенческих святилищ восточного славянства. Наиболее
распространены деревянные статуи. «Не суть бози, но древо» (ПСРЛ,1, с.82), -
упрекали христиане язычников.
Деревянные идолы восточных славян, судя по описаниям,
- столбы, наверху которых изображалась человеческая голова. До нас они не
дошли, поэтому их облик в полной мере воссоздать нельзя.
В среде славян широкое распространение получили и
каменные идолы. Так называемый новгородский идол, обнаруженный в 1893 г.,
высечен из гранита. Высота его 0,75 м. примитивным рельефом выполнены глаза,
рот и подбородок. Голова увенчана шляпой.
Наиболее примечательным памятником славянского
язычества является Збручский идол, найденный у подножия холма в Збруче, притоке
Днестра (сейчас находится в Краковском археологическом музее). Изваяние
представляет собой высокий (2,7 м) четырехгранный столб, на каждой из четырех
сторон которого имеются серии изображении. Наверху, на каждой из четырех сторон
столба , изображены в рост фигуры четырех божеств, увенчанных общей шапкой.
Немаловажную роль играли и амулеты. Обычно амулеты
подвешивались на коротких или длинных цепочках, носимых на груди. К ней
подвешивали ложку, бубенчик, кабаний клык и тому подобное.
Ложка – символ сытости, благосостояния и довольства.
Привеска – ключ – символ богатства и сохранности. Обереги – клыки и когти
хищников служили «для отпугивания зла». Топор был символом Перуна. Еще в X - XII вв. образ Перуна у славян ассоциировался с
летящим по небу огненным топором.
Из письменных источников известно, что восточные
славяне- язычники приносили в жертву идолам животных, зерно, различные вещевые
подарки, совершались и человеческие жертвоприношения (ПСРЛ,1 ,с.82). Возле
изображении языческих богов происходили гадания, ритуальные жребии, язычники
клялись «по русскому закону ... оружьемъ своим и Перуном богомъ и Волосом
скотьим богомъ» (ПСРЛ,1,с.32).
Важнейшей составной частью славянского языческого
культа были празднества и ритуальные пиры. Празднества и пиры сопровождались культовыми, по словам летописца
– «бесовскими», плясками и песнопениями (ПСРЛ, 1,с.14) под игру на лютнях,
гуслях или свирели. В Новгороде найдена маска из кожи, которую носили на лице
во время таких «игрищ»
Язычество
было определяющим фактором в идеологии славянства. |