1.
Дулебы. Одним
из древних племенных образований славянства были дулебы. В период составления
Повести временных лет дулебов уже не существовало, летопись сообщает о них как
о прежних жителях Волыни: «Дулебы живяху
по Бугу, где ныне велыняне...» (ПВЛ, 1, с.14) Другие источники Х в. (Константин
Багрянородный, анонимный географ Баварский) среди восточнославянских племен не
называют дулебов. «Дулеба» Масуди скорее всего, были придунайскими (чешскими)
дулебами. Последний раз дулебы на страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о
походе Олега на Царьград. По мнению Середовина С.М., летописец упоминает здесь
дулебов только потому, что в походе на Царьград должны были участвовать все
известные ему племена. В русской
летописи о дулебах говорится в связи с воспоминанием о тяжелом аварском иге.
Дулебы подверглись нападению со стороны
авар при византийском императоре Ираклии (610 –641 гг.).
2.
Волыняне. Волыняне – племенная группировка восточного
славянства, имевшая второе название – бужане.
Летопись связывает ее с Бугом: « Се бо токмо словенескъ язык в Руси: ...
бужане, зане седоша по Бугу, послеже же велыняне» (ПВЛ,1, с.13). Из этих
сообщений летописца следует, что та часть дулебов, которая обитала в бассейне
Буга, первоначально называлась бужанами, а позднее это племенное название
сменилось новым – волыняне. Название бужане происходит от реки Буг. Имя волыняне исследователи выводят от города
Велынь.
3.
Древляне. Восточными
соседями волынян были древляне (деревляне),
получившие название по лесистой местности: «... зане седоша въ лесехъ».
Территория древлян не определена летописью. Известно только, что это племя
обитало по соседству с полянами, к северо-западу от Киева, и его центром был Искоростень. Древляне имели развитую
племенную организацию. Повесть временных лет уже на первых страницах
сообщает, что у них было свое княжение.
В летописях содержатся сведения о древлянских князьях, племенной знати («лучших
мужах») и дружине. Между древлянскими и киевскими князьями до середины Х в.
происходили неоднократные столкновения. До 946 г. зависимость древлян от Киева
ограничивалась выплатой дани и участием в военных походах. С 946 г. древляне
потеряли самостоятельность и вошли в
состав Киевского государства.
4.
Поляне. Главным
ориентиром при определении территории полян летопись называет Днепр: «Тако же и
ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне...» (ПВЛ,1,с. 11). В
другом месте летописи уточняется, что полянам принадлежало Киевское
Поднепровье. Рассказывая о возникновении Киева, летописец сообщает, что в Киеве жили поляне: «... бяху мужи
мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего
дне» (ПВЛ,1,с.13). Кроме Киева, полянам принадлежали города Вышгород, Василев,
Белгород. Название полян происходит от слова «поле», что в древности означало открытое, безлесое место. Об этом
имеется запись в летописи: «Полями же прозвани быши, зане в поли седяху...» (ПВЛ,1,с.23).
Киевское Поднепровье в значительной степени лежало в полосе лесостепи с
преобладанием плодородных черноземных почв.
5.
Тиверцы. Тиверцы
и уличи занимали самую южную часть восточнославянской территории. Места их
поселений целиком расположены в области
расселения антов. Летописные известия о тиверцах немногочисленны. В Повести
временных лет им отводится Поднестровье: «... а улучи и тиверьци седяху бо по
Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне» (ПВЛ,1,с.14). Последний раз
тиверцы упомянуты в летописях под 944 г. как участники похода Игоря на
Византии. Также тиверцев еще называли «толковины» (слово «толковины» связывают
с глаголом «толковать»), то есть переводчиками.
По мнению Шахматова А.А. название тиверцев производно от античного
названия Днестра –Тирас. Если это
так, то тиверцы буквально значит «днестровцы» – обитатели Поднестровья.
6.
Уличи.
Летописные известия об уличах немногочисленны. Название уличи происходит от
славянского слова «угол». (Надеждин Н.И. предположил, что основным районом
расселения уличей было побережье Черного моря между устьями Днепра и Дуная. Эта
местность напоминает угол и поныне зовется Буджак, что по-турецки и по-татарски
означает угол). Окончательно территорию
расселения уличей определили в Поднестровье.
У уличей был свой город – Пересечен.
7.
Вятичи.
Русские летописи связывают ареал вятичей с Окой. ПВЛ отмечает: «..а Вятъко седе
съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвашася вятичи» (ПВЛ, 1,с.14), а под 964
г. в связи с походом Святослава на северо-восток говорится: «И иде на Оку и на
Волгу, и налезе на вятичи» (ПВЛ , 1,с. 46,47). Вятичи не один раз упоминаются в
летописях и позднее в связи с политическими событиями XII в., и эти
сведения позволяют в самых общих чертах наметить пределы вятичской
земли. Под 1146 г. названы два вятичских города – Козельск и Дедославль. На западе вятичи соседили с северянами,
радимичами и кривичами. Западная граница шла по водоразделу Оки и Десны. Далее вятичская граница поднималась
на север до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток по
направлению к верховьям Клязьмы. Примерно около впадения Учи в Клязьму
вятичская граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью
Москвы-реки, а потом – Оки.
8.
Радимичи. Место
расселения радимичей – бассейн Сожа: «... и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и
прозвашася радимичи» (ПВЛ,1,с. 14). В летописном перечне племенных княжении
восточного славянства радимичей нет.
Однако из других мест летописей
очевидно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско
и до последних десятилетии X в. сохраняли
самостоятельность. В середине IX в. радимичи
были вынуждены платить дань Хазарскому каганату. Вслед за походами на древлян и
северян в 885 г. киевский князь Олег направляет свою дружину на радимичей
(ПВЛ,1,с.20). В результате радимичи были освобождены от выплаты дани хазарам.
Вместе с тем они сохранили племенную организацию. Их взаимоотношения с
киевскими князьями до конца X в.
ограничивались выплатой дани и участием в военных походах. |