Правило Франциска Ассизского, утвержденное буллой папы Гонория (1223 г.)Гонорий, епископ, раб рабов Божиих, возлюбленным сыновьям, брату Франциску и другим братьям Ордена меньших братьев привет и апостольское благословение. Престол Апостольский обыкновение имеет утверждать благие обеты и относиться снисходительно и благожелательно к просящим мольбою честной. Поэтому, возлюбленные сыновья в Господе, Мы, склоняясь на ваши благочестивые просьбы, утверждаем апостольской властью Правило Вашего Ордена, одобренное нашим предшественником, блаженной памяти Папой Иннокентием, и приводимое здесь, и сообщаем об этом в настоящем послании. Правило состоит в следующем: Глава I. ВО ИМЯ ГОСПОДА! НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ МЕНЬШИХ БРАТЬЕВВот правило и жизнь меньших братьев: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, живя в целомудрии и послушании и не имея собственности. Брат Франциск обещал уважение и послушание господину Папе Иннокентию и его преемникам, признанным церковью, и самой Римской церкви. А остальные братья обещали слушаться брата Франциска и его преемников. Глава II. О ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПРИНЯТЬ ЭТОТ УСТАВ, И О ТОМ, КАК ПРИНИМАТЬ ИХ В БРАТСТВОЕсли кто придет к братьям и пожелает принять наш устав, пусть их направят к провинциальным министрам потому что только им, и больше никому, дозволено принимать новых братьев. А эти наставники пусть тщательноиспытают их в католической вере и церковных таинствах .И если они во все это веруют, с верой исповедуют и готовы до конца соблюдать эту веру, и если у них нет жен,или же те еще раньше вступили в монастырь, или же они, получили разрешение от епископа, дав обет воздержания,когда их жены достигли уже такого возраста, что о них не может возникнуть никакого подозрения , пусть тогда наставники наставят их словом евангельским, чтобы они пошли и продали все свое, и постарались раздать деньги нищим , а если этого сделать нельзя, то достаточно иих доброй воли.И пусть и братья, и наставники остерегутся и не вмешиваются в эти их мирские дела, чтобы те свободно распорядились своим имуществом, как внушит им Господь. Но если будут просить совета, то наставник может отослать их к каким-нибудь богобоязненым людям, которые своим советом помогут им раздать их добро нищим. И после этого пусть им будет дана одежда испытания, а именно две рясы без капюшона, пояс и штаны, если только наставникам, в согласии с Господом, не покажется лучше поступить как-нибудь иначе. По завершении года испытания они будут приняты в послушание, пообещав всегда соблюдать этот устав и Правило. И никоим образом им нельзя будет выйти из этого братства, согласно предписанию господина Папы, ибо сказано в Евангелии: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».Те, кто уже обещал послушание, получат рясу с капюшоном и другую, без капюшона, если захотят. Те, у кого есть в этом нужда, могут носить обувь. Все братья должны одеваться в дешевые одежды и могут их перешивать из мешковины и тому подобного с благословения Господа. И я наставляю их и приказываю, чтобы они не смели презирать или осуждать людей, одетых в тонкие разноцветные одежды и сидящих за богатой и изысканной Трапезой, а пусть лучше каждый презирает и осуждает самого себя. Глава III. О ПОСТЕ И МОЛИТВЕ; И О ТОМ, КАК БРАТЬЯ ДОЛЖНЫ ИДТИ В МИРКлирики должны совершать службу Господню согласно правилам святой Римской церкви, за исключением только псалтыря, вместо которого они могут читать бревиарий.А миряне пусть читают за заутреней двадцать четыре раза <Отче наш>, на обедне - пять раз, на Первый, Третий, Шестой и Девятый Час, на каждый из них - семь раз, а за вечерней - двенадцать, семь раз - на повечерии, а также пусть молятся за умерших. И пусть постятся от праздника всех Святых вплоть до рождества Господня. Кто добровольно постится в святой сорокодневный пост, сорок дней подряд, начиная от Богоявления, в дни, которые сам Господь посвятил своему святому посту, те благословенны Господом, но и тех, кто не постится в этот пост, не следует принуждать - они будут доститься в другое время, вплоть до Пасхи. В другое же время воздерживаться не следует, кроме шести праздников. Во время сильной нужды братья могут не соблюдать пост телесный. Но я советую, наставляю и прошу братьев моих в Господе Иисусе Христе, чтобы они, когда пойдут в мир, не ссорились и не вступали в словопрения, и никого не осуждали, но были бы миротворцами, смиренными и спокойными, кроткими и ласковыми, и говорили бы со всеми вежливо, как подобает. И они не должны ездить верхом, кроме как в случае крайней нужды или болезни. В какой бы дом они ни вошли, пусть прежде всего говорят: «Мир дому сему» и, по святому Евангелию, доме сем оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть». Глава IV. О ТОМ, ЧТО БРАТЬЯ НЕ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ ДЕНЕГЯ неотменно приказываю всем братьям, чтобы они никоим образом не принимали денег и товара , ни сами, ни через подставных лиц. О нуждах больных братьев и об одежде для всех братьев в соответствии со временем года, местностью и холодами наставники с помощью духовных друзей должны всегда тщательно заботиться, и эту заботу я одобряю, но деньги, как было сказано, они принимать не смеют. Глава V. О РАБОТЕТе братья, которых Господь одарил ремеслом, пусть работают честно и усердно, а чтобы у них не оставалось досуга, враждебного душе, и не угасал дух святой молитвы и покаяния, которому и должно служить все земное. В качестве платы за работу они могут принимать все необходимое для телесных нужд, своих и других братьев,но только не деньги, соблюдая при этом то смирение, которое подобает рабам Божиим и последователям святой бедности. Глава VI. О ТОМ, ЧТО БРАТЬЯ НЕ СМЕЮТ НИЧЕГО, НАЗЫВАТЬ СВОИМ, О ПРОШЕНИИ МИЛОСТЫНИ И О БОЛЬНЫХ БРАТЬЯХНичто братья не должны называть своим: ни дом, ни какое-либо место, ни имущество, но должны оставаться странниками и пришельцами в веке сем, в бедности и смирении служа Господу и уповая на подаяние. И пусть не стыдятся, ибо Господь ради нас сам стал нищим в мире сем. Таково величие высочайшей бедности - она, братья мои возлюбленные, сделала вас наследниками и царями царства небесного, лишила имущества, но превознесла добродетелями. Таков ваш удел и путь, ведущий в землю живых, и пока вы, любимые мои братья, будете полностью ему следовать, вы вовеки не пожелаете ничего иметь под небесами вместо имени Господа нашего Иисуса Христа. Где бы ни были братья и где бы они ни находились, пусть по очереди будут в услужении друг у друга, и пусть каждый спокойно объявляет другому о своей нужде, ибо если мать любит и питает сына своего по плоти, то насколько же любовнее следует любить и питать брата своего духовного? И если кто из вас впадет в болезнь, другие братья должны ему служить так, как они хотели бы, чтобы им самим служили. Глава VII. О ПОКАЯНИИ, НАЛАГАЕМОМ НА СОГРЕШИВШИХ БРАТЬЕВЕсли кто из братьев по наущению врага впадет в смертный грех, в какой-либо из тех грехов, относительно которых братьям было указано, чтобы сообщали о них только министрам провинций, пусть эти братья постараются обратиться к ним как можно скорее и без промедления. А наставник, если это будет священник, пусть милосердно назначит им покаяние, если же он не священник, пусть поручит священикам ордена наложить покаяние, какое им, согласно с Господом, покажется наилучшим. И пусть они остерегутся, не возмущаются и не гневаются из-за этого греха, потому что возмущение и гнев и в них самих, и в других братьях станет преградой милосердию. Глава VIII. О ВЫБОРАХ ГЕНЕРАЛЬНОГО МИНИСТРА ОРДЕНА И О КАПИТУЛЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫВсе братья должны признавать одного из братьев генеральным министром ордена и рабом всего братства, и его они должны во всем слушаться. По его смерти выборы производятся министрами провинций и стражами на капитуле Пятидесятницы, когда министрам провинций положено сходиться вместе там, где назначит генеральный министр ордена. А собираться они должны раз в три года или чаще, или реже, как будет назначено упомянутым главой ордена. И если однажды всему собранию министров провинций и стражей покажется, что названный глава не пригоден для своего служения на общую пользу братьям, то этим братьям, которым дано право избирать, следует избрать себе другого стража. А после капитула Пятидесятницы любой из министров и стражей может, если пожелает и ему это покажется удобным, собрать на капитул братьев своего округа. Глава IX. О ПРОПОВЕДНИКАХБратья не могут проповедовать в округе какого-либо епископа, если этот епископ будет против. И ни один из братьев не смеет проповедовать перед народом, пока генерал ордена не испытает его, не одобрит и не даст ему разрешения проповедовать. И я также прошу и увещеваю этих братьев, чтобы слова в их проповеди были продуманными и очищеными для пользы и просвещения народа, и пусть о пороках и добродетелях, о награде и казни они говорят в краткой речи, ибо Господь говорил кратко на земле. Глава X. ОБ УВЕЩАНИИ И ИСПРАВЛЕНИИ БРАТЬЕВБратья, которые являются министрами и рабами других братьев, должны наставлять и увещевать своих братьев, исправлять их смиренно и милосердно, не назначая им ничего противного их душе или нашему уставу. А те братья, которые им подчинены, должны помнить, что они отказались от собственной воли ради Господа. И потому я неотменно требую, чтобы они во всем подчинялись наставникам, как они обещали Богу, если только это не будет противно их душе и нашему уставу. И все братья, где бы они ни находились, если они поймут, что духовно не способны соблюдать устав, могут и должны обратиться к своим министрам. Министры должны их принять ласково и милосердно, и с такой сердечностью, чтобы те могли все им сказать ивоспользоваться их услугами, как господа пользуются услугами рабов - ведь так оно и должно быть, поскольку министры суть рабы всех братьев. И я прошу и увещеваю во имя Господа Иисуса Христа, чтобы братья остерегались всяческого высокомерия,пустой гордыни, зависти, любостяжания, всех забот и тревог века сего, а так же брани и злословия. И неграмотные пусть не стараются учиться грамоте, а помнят, что превыше всего следует желать духа Господня и Его святого милосердия, молиться всегда с чистым сердцем, иметь смиренное терпение в болезни и в гонении и любить тех, кто нас гонит, осуждает и обвиняет, ибо Господь говорит: «Любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас». "«Блаженны изнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное». и «Претерпевший же до конца спасется». Глава XI. О ТОМ, ЧТО БРАТЬЯ НЕ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ В ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИЯ наставляю всех братьев, чтобы они не имели подозрительного общения или разговоров с женщинами и не входили в женские монастыри, кроме тех братьев, кому дано папой специальное разрешение. И пусть они не становятся крестными ни мужчинам, ни женщинам, чтобы из этого не произошло злословия между братьями или против всех братьев. Глава XII. ОБ ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ К САРАЦИНАМ И ДРУГИМ НЕВЕРНЫМЕсли кто-нибудь из братьев пожелает, по Божию вдохновению, идти к сарацинам или иным неверным, пусть спросит на это разрешение своего министра,а министр пусть не дает разрешения никому, кроме тех, кто покажется ему пригодным для этой службы. И во имя послушания я велю министрам, чтобы они попросили себе у господина Папы одного из кардиналов святой Римской церкви, который был бы правителем, защитником и наставником всего братства. Чтобы мы, подчиненные ему и простертые под пятой святой Церкви, всегда были тверды в католической вере, смирении и бедности и соблюдали святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, как мы обещали. Следовательно, никому и никоим образом да не будет дозволено пренебрегать этим нашим письменным утверждением или противиться ему с дерзостью и безрассудством. Если же кто-либо, в своей самонадеянности, решится на это, пусть знает, что он навлечет на себя гнев Бога Всемогущего и Его блаженных апосталов Петра и Павла. Латеран, 29 ноября 1223, восьмой год нашего понтификата.
Источник: http://Истоки францисканства. М., 1995 |