<…> О монастырех, иже пусты от небрежения. В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поимали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее: устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты1 у них же о торговлях без пошлино. А чернецы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? <…> Глава 6. Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время <…> и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <…> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <…> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину.<…> Глава 26. О училищах книжных по всем градом. <…> <…> В царствующем граде Москве и по всем градом <…>избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <…> и грамоте бы и чести и пети и писати горазды. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия…и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <…> Глава 28. О книжных писцех. Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А который писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто <…> неисправленну книгу купит <…>, потому же возбраняли <…>, чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. <…> Глава 32. О крестящихся не по чину. Мнози неразумнии человецы, махающие рукою по лицу своему, творят крестьящеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положити руку на челе своём, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злаго супостата и от бога мзду приемлет за то, <…>, аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. <…> Глава 41. <…> Писати живописцем иконы с древних переводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв и прочие пресловущии2 живописцы и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. <…> В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гусельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут3, а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. <…> О том <…> запрещати великим запрещением. <…> Да по дальним странам ходят скоморохи …ватагами многими, по шестидесяти и до семидесяти человек, и по сто <…> и по деревням у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. <…> Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. <…> <…>Злые ериси кто знает их и держится : рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские <…>, и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. <…> В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках4 и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони5 бити и песни сотонинские пети на тех же жальниках, обманщики и мошенники. <…>. <…> Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещении сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. <…> Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму…и тех всех пленных окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян пленных приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повети, ино их не давати, а за то крепко стояти; да их окупати из царевы казны. <…> Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных. Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем с соборными старцы <…> по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы6 и на памяти их пети понахиды и обедни служити. <…> Имена их написати в синодик7 и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа8 и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти9. <…> Глава 92. О игрищах еллинского10 бесования. Еще же мнози от неразумения простая чадь11 православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и …в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы12 творят всякими игры <…> и песньми сотанинскими <…> и многими виды скаредными13.<…> Глава 98. <…> Приговорил еси государь преже всего с нами, с своими богомольцы <…> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянути грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властители тех слобожан хотят судити, и в том <…> слобожаном нашим запустети. А прежде того твои <…> твои наместники и властители наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властителем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине…, а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти…А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как прежде сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы не называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Авторы -составители: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.- М.,1999. С.118 - 121. |