Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел
его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на
берегах Дуная, о движении оттуда на север и потом о вторичном движении на север
и восток, вследствие натиска какого-то сильного врага. Это предание заключает в
себе факт, не подлежащий никакому сомнению, древнее пребывание славян в
придунайских странах оставило ясные следы в местных названиях; сильных врагов у
славян на Дунае было много: с запада – кельты, севера – германцы, с юга –
римляне, с востока – азиатские орды; только на северо-восток открыт был
свободный путь, только на северо- востоке славянское племя могло найти себе
убежище, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и
укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков, и влияний Запада, до тех
пор, пока оно, собравши силы, могло уже без опасения за свою независимость
выступить на поприще и обнаружить с своей стороны влияние и на восток и на
запад.
Писатели первого века нашего летосчисления знают славян под именем венедов
около Вислы, между племенами сарматскими, финскими и германскими,
встречается у них и имя сербов далее к востоку. Краткие указания о быте славян
– венедов впервые встречаем у Тацита.
В половине VI в. известия о племенах и жилищах славянских становятся
несколько точнее: по Иорнанду, многочисленное племя венедов разделялось на два
народа – славян, живших от верховьев Вислы на восток до Днепра, и антов,
которые были сильнее первых и жили в странах припонтийских, от Днепра до
Днестра. Прокопий знает также славян и антов, прибавляя, что в древности оба
народа были известны под одним общим именем споров, в котором новейшие
исследователи не без вероятности видят сербов. Прокопий говорит, что на берегах
Азовского моря живут утургуры, а пространство дальше от них к северу занимают
бесчисленные народы антов.
Восточные славяне двинулись от хорватов, из нынешней Галиции, прямо на
восток до Днепра – то были древляне и поляне. Потом славянское народонаселение
стало распространяться на север по правому берегу Днепра; между Припятью и
Двиною явились дреговичи, за ними по Двине, опять прямо на север – полочане и,
наконец, славяне новгородские. Кривичи пропущены в первом известии; летописец прямо
переходит к ближайшим к Киеву северянам, на восточный берег Днепра, к Десне,
Семи и Суле. Другое известие дополняет и объясняет первое: здесь сначала
летописец пересчитывает только пять главных племен на западной стороне – полян,
древлян, дреговичей, славян новгородских и полочан, но потом указывает на
дальнейшее выселение: от полочан расселились кривичи по верховьям Волги, Двины
и Днепра – «от них же кривичи», от кривичей на юг, по Днепру и его притокам –
северяне. Следовательно, если принимать буквально известие летописца, то
выйдет, что славянское народонаселение двигалось по западной сторона Днепра на
север и потом спускалось на юг по восточной стороне этой реки. О других
племенах – дулебах, бужанах, угличах и тиверцах, радимичах и вятичах летописец
сначала не упоминает ни в первом, ни во втором известии; из этого умолчания
имеем право заключить, что означенные племена явились на востоке не вследствие
известного толчка от волхвов и не имеют связи с перечисленными выше племенами,
а явились особо.
Цит. по: Соловьев
С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 1. М.,
1962. С. 91 – 94.
|