Около
1845 г.
Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом
съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии
Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится
часть этих правил — «Положение о наибах» (наиб — один
из старших военачальников, предводитель крупного отряда).
Подлинный
текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир-хана,
в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля.
Положение о наибах
1. Должно быть
исполняемо приказание имама, все равно — будет ли оно выражено
словесно или письменно, или другими какими-либо знаками; будет ли оно
согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже
в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее
имама.
2. Должно быть
приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как,
напр., выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется
приказание самого имама, без лицемерия. Неисполнивший сего наиб низводится
на должность начальника сотни.
3. Когда
в чьем-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить
на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную
помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший
сего наиб низводится на должность начальника сотни.
4. Не должно
быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам,
или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором
при народе.
5. Не должно
наговаривать [одному наибу на другого] перед имамом, хотя бы они
знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.
6. Не должно
быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью,
не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или
в опасности от вторжения неприятеля.
7. Не должны
одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению
порядка в делах необходимых, как-то: в постройке оборонительных стен,
в защищении границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный
в этом наиб низводится на должность начальника сотни.
8. Должны
удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что
взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается,
поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.
9. Если войска
отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он
поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда
поведет их старший, — каждая часть под значком наиба своего, отнюдь
не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается
публичным выговором.
10. Если случится,
что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться
в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке,
и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного
на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без
него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается и записывается
в низам [т. е. в рядовые]. |