В год 6463 (955). Отправилась Ольга в греческую
землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин сын Льва , и пришла к нему Ольга, и
увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму,
беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цезарю: «Я язычница; если
хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь
с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее
патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как
возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих
поколениях твоих внуков». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и
о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, наклонив голову,
стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами:
«Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было
наречено ей в крещение имя Елена, как и древней царице матери Константина
Великого. И благословил ее патриарх и отпустил.
После крещения позвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе» .
Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал
дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь:
«Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро,
и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью.
Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и
попросила у него благословения вернуться, и сказала ему: «Люди мои и сын мой
язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо
верное! В Христе ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя,
как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от
Авимелеха, Лота отт сомодлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков
в печи, Даниила от зверей, - и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей
его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и
пришла в Киев…
(Повесть
временных лет)
Речь идет об императоре Константине VII
Багрянородном, который был известен еще и литературно-историческими трудами.
Это, безусловно, сказка русского происхождения.
Во-первых, император был в то время женат. Во-вторых, Византия смотрела на всех
варварских правителей свысока, не желая отдавать византийских принцесс за
королей-варваров или их наследников, что говорить о браке самого императора.
В-третьих, сохранилось византийское описание приема Ольги в Константинополе;
оно не выходит за рамки обычных приемов для «архонтов» варваров, ничто в нем не
намекает на особое отношение императора к русской правительнице.
ПВЛ. С. 75, 77. |