1 марта 1887 в Санкт-Петербурге предотвращена попытка
покушения членов «Народной воли» на Александра III. Пять его участников, в том
числе А. Ульянов, повешены в Шлиссельбургской крепости. После этой акции
министр народного просвещения издал циркуляр об увольнении из гимназий
учеников, оказывающих «вредное влияние на своих товарищей», и о сокращении
приёма в гимназии выходцев из низших сословий. Была повышена плата за обучение,
из высших учебных заведений уволен ряд преподавателей, уличённых в либеральном
образе мыслей.
Циркуляр предписывал допускать в гимназии и прогимназии
только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на
попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними
домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий
удобства». В циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила
гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев,
поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением
разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к
коей они принадлежат».
Циркуляр опирался на воззрения Александра III. Царю
принадлежит отзыв на показания крестьянки М. Ананьиной о том, что ее сын хочет
учиться в гимназии — «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!» и К. П.
Победоносцева о необходимости «остудить» российское общество, ограничив
передвижение из «неблагородных» слоёв населения в разночинцы и студенты,
основную движущую силу революционного подъема предшествующих лет. Из гимназий
были отчислены представители низших слоёв общества, которые сумели оплатить
обучение своих детей. В частности, из Одесской гимназии был исключён Николай
Корнейчуков – будущий знаменитый детский поэт Корней Чуковский. Циркуляр больно
ударил по мальчикам из низших сословий, перед которыми почти закрывался путь к
полноценному образованию. Из них формировались люди, недовольные окружающей
жизнью, что, по мнению историков, сказалось на росте радикальных, революционных
настроений. |