В эти годы (конца
XIX и начала XX в.) Москва, ставшая промышленным центром страны, быстро
росла. Одновременно увеличивалось и ее население. В 1864 г.
в Москве было всего 360 тыс. человек населения,
в 1871 г. — уже 602 тыс., в 1882 г. — 753
тыс., в 1897 г. — 1039 тыс., в 1912 г. —
1617 тыс., в 1917 г. — около 2 млн человек. В связи
с этим с 60-х годов прошлого столетия ускорились темпы жилищного
строительства. Одновременно возникла острая потребность в городском
благоустройстве. Но все мероприятия по благоустройству города
проводились почти исключительно в центре. Улицы центра и основные магистрали,
ведущие к окраинам, были замощены булыжником, а остальные проезды оставались
незамощенными.
Строительство
коммунального хозяйства, в его наиболее доходной части, крепко взяли
в свои руки представители иностранного капитала. В 1865 г.
за Курским вокзалом был построен концессионный газовый завод.
В 1869 г. были освещены газом главные улицы и важнейшие переулки
в пределах кольца «Б». На остальных улицах и в переулках, как
внутри кольца «Б», так и за ним, горели городские керосиновые фонари,
заменившие масляные.
Одновременно
с заведенными в Москве в 1840-х гг. линейками
по некоторым улицам Москвы с 1872 г. начала курсировать конка,
вагоны которой были поставлены на рельсы. В самом конце столетия,
в 1899 г., в Москве появился частный (Бельгийского
общества) электрический трамвай, вагоны которого ходили между современной
Пушкинской площадью и Бутырской заставой по Малой Дмитровке,
Долгоруковской и Новослободской улице и от Бутырской заставы
по Масловке к Петровскому парку, а также от последнего
по Ленинградскому шоссе к Тверской заставе.
В 1883 г.
на Большом Каменном мосту и в Кремле появляются первые электрические
фонари, но на других улицах они появляются только с 1896 г.,
после того как на Раушской набережной была построена большая электрическая
станция в 1886 г. (ныне 1-я МО-ГЭС). Электричеством с этого
времени стали освещать не только улицы, но и богатые квартиры;
станция дала ток и для силовых установок отдельных фабрик и заводов.
В 1890-х гг.
был переустроен Мытищинский водопровод. Суточная подача воды была доведена
до 3,5 млн ведер. В 1898 г. было закончено устройство
канализации. И водопровод и канализация обслуживали, главным образом,
центр города в кольце «Б».
(История Москвы. Хрестоматия для учащихся
старших классов. В 4 т. Т. III. Вторая столица Российской
империи (конец XVII — начало XX в.) / Сост. М. М. Горинов. — М.,
1997. — С. 298). |