ОТНОШЕНИЕ ТОМАСА МЮНЦЕРА К ЛЮТЕРУ И ЕГО УЧЕНИЮ [I]. Если единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело... Бороться против власти папы, не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид и других злоупотреблений, значит проводить реформу только наполовину. Лютер - плохой реформатор, он подкладывает подушки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значения придает делам. [II. Из письма к Лютеру]. Твоя невообразимо глупая похвальба своим геройским поведением в Вормсе просто уморительна. Благодари немецкое дворянство, которое ты помазал по губам, так как оно мечтало, что проповедью своею ты доставишь ему богемские подарки , монастыри и их имения, которые ты обещаешь князьям. Если бы в Вормсе ты смел колебаться, то дворяне скорее закололи бы тебя, чем выпустили невредимым. Бедные монахи, попы и торговцы не в состоянии обороняться, потому-то ты и можешь их вволю бранить. Но безбожных правителей, по-твоему, никто не смеет трогать, хотя бы они попирали ногами Христа. Почему ты называешь князей светлейшими? Это звание принадлежит не им, а Христу. Почему ты зовешь их высокородными? Так не подобает говорить христианину. ВЗГЛЯД МЮНЦЕРА НА ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО И ПОЛОЖЕНИЕ НЕИМУЩИХ Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя - наши господа и князья. Они захватывают себе, что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле - все должно принадлежать им. И после этого они [князья] распространяют среди бедняков заповеди Божьи и говорят: Бог повелел - не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Поэтому они и притесняют всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет. Если же у них кто-либо возьмет хотя бы самую малость, то его отправляют на виселицу, а доктор Люгнер ["лжец" - намек на Лютера] тогда приговаривает: "Аминь!" Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом. Они не хотят устранить причин возмущения, как же они могут надеяться на спокойное благополучие? Так говорю я! За подобные речи меня называют мятежником. И пусть! МЮНЦЕР О ЛУЧШЕМ БУДУЩЕМ И БОРЬБЕ ЗА НЕГО Да, множеству людей это кажется лишь величайшей и несбыточной грезой, они не могут себе представить, как начнется и как завершится такое дело, в результате которого безбожники будут свергнуты с престолов, а униженные возвышены. МЮНЦЕР О СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И-ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИН Кротчайший кум Лейзетретер ["тихоход" ] утверждает, что я хотел поднять восстание, вычитав это из моего послания горнорабочим. Он говорит об этом, но умалчивает о самом главном, о том, что я ясно высказал князьям. Я объявил им, что всей общине принадлежит сила меча, равно как и ключ к отпущению, и что на основании текста Даниила (7), Апокалипсиса (7) и послания к римлянам (13,1) князья являются отнюдь не господами, но слугами общины. Они должны поступать не так, как им нравится, но согласно со справедливостью. По старому доброму обычаю, народу надлежит присутствовать там, где над кем-либо совершается справедливый суд по закону Божьему. Для чего же? Если власти захотят постановить неправильный приговор, то присутствующие христиане должны воспротивиться и не допустить этого, так как Бог взыщет за невинную кровь. Когда, какою заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни, сеять, выдергивать, чистить, мять, мыть, трепать, чесать и прясть лен, лущить горох, собирать морковь и спаржу... Проклятие их позорной власти и разбойничьим правам! Что сказать о тех тиранах и злодеях, которые присваивают себе все налоги, пошлины и сборы и бесстыдно проматывают их, тогда как они должны идти в общую казну и идти на пользу всей стране? Если кто-нибудь вздумает поморщиться по поводу этого, с ним тотчас же поступают, как с изменником: ведут на пытку, отрубают голову, четвертуют. Его жалеют меньше, чем бешеную собаку... Да, их власть не от Бога, они сподвижники дьявола, их повелитель - сатана. Свергнуть этого Моаба и Бегемота - истинно богоугодное дело; писание называет их не слугами Божьими, но змеями и волками... Если до сих пор вы уплачивали подушные подати и были крепостными, то теперь вы станете настоящими рабами, лишенными всякого права над собой и своим добром. Вас будут, как в Турции, продавать, словно скот, лошадей и волов... Горе, беда вашим детям, которым вы оставите такое несчастное наследство! ПИСЬМО МЮНЦЕРА МАНСФЕЛЬДСКИМ РУДОКОПАМ (мая 1525 г.) Страх Божий прежде всего. Дорогие братья, как долго вы спите! Вы забыли волю Божью, говоря, что бог забыл вас. Но разве я не учил вас много раз, что так и должно быть. Бог не может более открываться людям. Вы сами должны быть стойки, в противном случае напрасны все ваши раздирающие сердце жертвы. Вы должны будете перетерпеть еще страдания. Если не хотите пострадать во имя Божие, то пострадаете во имя дьявола. Опасайтесь этого. Не унывайте, будьте бодры. Не льстите безумным мечтателям и безбожным злодеям. Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждаете ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель. Вся Германия, Франция и Италия уже поднялись. Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть. На святой неделе разрушено четыре монастырских церкви в Фульде. Крестьяне Клетгау, Гегау и Шварцвальда восстали в числе 30 тыс., и рать их пребывает с каждым днем. Я боюсь только, чтобы глупых людей не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла. Если вас будет хоть трое, твердо верующих в Бога, одушевленных одним желанием прославить его имя и честь, вы не побоитесь и сотни тысяч человек. Итак, за дело! Пора, злодеи струсили, как псы. Возбуждайте ваших братьев к согласию и уговаривайте их снаряжаться. Давно, слишком давно пора, скорей же, скорей, за дело, за дело! Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом. Не трогайтесь бедствиями безбожников. Они будут молить вас и плакать перед вами, как дети, но не жалейте их. Сам Бог приказал так через Моисея (Второзаконие.7). Нам он открыл то же. Возбуждайте села и города, в особенности же горняков-подмастерьев и других славных ребят. Мы не должны больше спать. Смотрите, пока я писал эти слова, ко мне пришло известие из Зальца, что народ хотел выбросить из замка амтмана, герцога Георга, за то, что он замышлял тайно погубить троих. Крестьяне Эйхфельда справились со своими дворянами, они не хотят жить их милостью. Со всех сторон перед вами много примеров, принимайтесь же за дело, пора, Балтазар и Бартель! Крумпф, Вельтен и Бишоп, беритесь каждый за свою работу. Передайте это письмо вашим товарищам-горнорабочим. Хотел бы так наставить всех братьев, чтобы их мужество было тверже всех замков безбожных злодеев во всей стране! За дело, за дело! Железо горячо, куйте его! Пусть ваши мечи не остывают от теплой крови! Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческого страха. Вам нельзя говорить о Боге, покуда вами управляют. Итак, за дело, пока время еще не ушло. Вами предводительствуют Бог, следуйте за ним. "ПИСЬМО-ТЕЗИСЫ" (ARTIKELBRIEF) "Письмо-тезисы" было составлено в конце 1524 г. или в январе 1525 г. в кругу сторонников Мюнцера. Этот документ явился для восставших крестьян наиболее революционной программой, так как требования, заключавшиеся в нем, означали решительную борьбу против всех господ. С самого начала Крестьянской войны "письмо-тезисы" предъявлялось восставшими крестьянами многим городам и общинам. Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки Богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом - себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план (der anschlag und furnemen) этого христианского объединения заключается в том, чтобы с помощью Бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития (als fill alls muglich on alle schwertschleg und plutfergiessen), что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли Бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергнете, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении (in den welttlichen bann) и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас - наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются Божьи заповеди. Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними - ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми. ОТНОШЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА К ТОМАСУ МЮНЦЕРУ Приводимый ниже документ был написан Лютером в августе 1524 г. Он адресован властям г. Мюльгаузена, куда в то время перебрался Томас Мюнцер. ДОНОС ЛЮТЕРА Этот человек уже доказал во многих местах, особенно в Цвиккау, и за последнее время в Альтштетте, что от его деятельности нельзя ожидать иных плодов, кроме убийства, восстания и кровопролития. Если он скажет, что послан Богом и святым духом, как апостолы, то заставьте его доказать это знамениями и чудесами, но не позволяйте ему проповедовать, ибо, когда Бог желает изменить установленный порядок, то он всегда свидетельствует об этом чудесными знамениями. |