«НАЧАЛЬНЫЕ ФАКТЫ В ИСТОРИИ НАРОДА. Начало истории народа должно обозначаться
какими-либо более явственными, уловимыми признаками. Их надобно искать
прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о
себе народ, и должно указывать путь к началу его истории. Такое воспоминание не
бывает случайным, беспричинным. Народ есть население,
не только совместно живущее,
но и совокупно действующее,
имеющее общий язык и общие судьбы. Потому в
народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые впервые
коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это совокупное
участие впервые почувствовал себя единым целым.
Но такие события обыкновенно не проходят
бесследно не только для народной памяти, но и для народной жизни: они
выводят составные части народа из разрозненного состояния, соединяют его силы
для какой-либо общей цели и закрепляют это соединение какой-либо
связующей, для всех обязательной формой общежития. Таковы, по моему мнению,
два тесно связанных между собою
признака, обозначающие начало истории народа; самое раннее воспоминание его о
самом себе и самая ранняя общественная форма, объединившая его в каком-либо
совокупном действии. Найдём ли такие признаки в истории нашего народа?
<…>
ИЗВЕСТИЕ ИОРНАНДА. Наша летопись не помнит явственно, чтобы восточные
славяне где-либо надолго останавливались по пути с Дуная к Днепру; но, сопоставляя
её смутные воспоминания с иноземными известиями, узнаём о такой промежуточной
остановке. В III в. по р. х. наша страна подверглась новому нашествию, но с
необычной стороны, не с востока, из Азии, а из Европы, с Балтийского моря: это
были отважные мореходы-готы, которые по рекам нашей равнины проникали в Чёрное
море и громили Восточную империю. В IV в. их вождь Германарих завоеваниями
образовал из обитателей нашей страны обширное царство. Это было первое
исторически известное государство, основанное европейским народом в пределах
нынешней России. В состав его входили различные племена восточной Европы, в названиях
которых можно распознать эстов, мерю, мордву — всё будущих соседей восточных
славян. Были покорены Германарихом и венеты или венеды, как называли западные
латинские писатели славян с начала нашей эры. Историк готов Иордан, который
сообщает эти известия о царстве Германариха, не указывает, где тогда жили эти
венеты, собственное имя которых в византийских известиях появляется с конца V
в. Зато этот латинский писатель VI в., … обстоятельно очерчивает современное
ему географическое размещение славян. Описывая Скифию своего времени, он
говорит, что по северным склонам высоких гор от истоков Вислы на обширных
пространствах сидит многолюдный народ венетов. Хотя теперь, продолжает Иорнанд,
они зовутся различными именами по разности родов и мест поселения, но главные
их названия—склавены и анты. Первые обитают на север до Вислы, а на восток до
Днестра (usque ad Danastrum); леса и болота заменяют им города. Вторые, самые
сильные из венетов, простираются по изогнутому побережью Чёрного моря от
Днестра до Днепра. Значит, славяне, собственно, занимали тогда Карпатский край.
Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись
в разные стороны. Эти карпатские славяне с конца V в., когда греки стали знать
их под их собственным именем, и в продолжение всего VI в. громили Восточную
империю, переходя за Дунай… . Следствием этих усиленных вторжений, начало
которых относят ещё к III в., и было постепенное заселение Балканского
полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне с Дуная попали на
Днепр, они долго оставались на карпатских склонах; здесь была промежуточная их
стоянка.
ВОЕННЫЙ СОЮЗ СЛАВЯН НА КАРПАТАХ В VI в. Продолжительный вооружённый напор
карпатских славян на империю смыкал их в военные союзы. Карпатские славяне
вторгались в пределы Восточной империи не целыми племенами, как германцы
наводняли провинции Западной империи, а вооружёнными ватагами, или дружинами,
выделявшимися из разных племён. Эти дружины и служили боевой связью отдельных разобщённых
племён. Находим следы такого союза, в состав которого входили именно восточные
славяне. Повесть временных лет по всем признакам составлена в Киеве:
составитель её с особенным сочувствием относится к киевским полянам, отличая их
«кроткий и тихий обычай» от звериных нравов всех других восточных славянских
племён, да и знает о них больше, чем о других племенах. Она ничего не говорит
ни о готах Германариха, ни о гуннах, вскоре после него затопивших его царство.
Но она помнит ряд более поздних вражеских нашествий, испытанных славянами,
говорит о болгарах, обрах, хазарах, печенегах, уграх. Однако до хазар она
ничего не запомнила о своих любимых полянах, кроме предания об основании Киева.
Народные потоки, пронёсшиеся по южной России и часто дававшие больно
чувствовать себя восточным славянам, как будто ничем не задевали восточного
славянского племени, ближе всех к ним стоявшего, полян. В памяти киевского
повествователя XI в. уцелело от тех далёких времён предание только об одном
восточном славянском племени, но таком, которое жило далеко от Киева и в XI в.
не принимало видного участия в ходе событий. Повесть рассказывает о нашествии
аваров на дулебов
(в VI - VII вв.): «Те же обры воевали со славянами и покорили дулебов, тоже
славян, и притесняли женщин дулебских: собираясь ехать, обрин не давал
запрягать ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу 3, 4, 5 женщин, и
они везли его; так мучили они дулебов. Были обры телом велики, а умом горды, и
истребил их бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка
на Руси до сего дня: погибоша аки обре».
Вероятно, благодаря этой исторической поговорке и попало в Повесть
предание об обрах, которое носит на себе черты былины, исторической песни,
составляющей, может быть, отдаленный отголосок целого цикла славянских песен об
аварах, сложившегося на карпатских склонах. Но где были во время этого
нашествия поляне и почему одним дулебам пришлось так страдать от обров?
Неожиданно с другой стороны идет к нам ответ на
этот вопрос. В сороковых годах X в., лет за сто до
составления Повести временных лет, писал о восточных славянах араб Масуди в
своем географическом сочинении Золотые луга. Здесь он рассказывает, что одно из
славянских племен, коренное между ними, некогда господствовало над прочими,
верховный царь был у него, и этому царю повиновались все прочие цари; но потом
пошли раздоры между их племенами, союз их разрушился, они разделились на отдельные
колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда
славянское племя Масуди называет валинана (волыняне), а из нашей Повести мы знаем,
что волыняне—те же дулебы и жили по Западному Бугу. Можно догадываться, почему
киевское предание запомнило одних дулебов из
времен аварского нашествия. Тогда Дулебы господствовали
над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии
все восточные славяне стали зваться Русью по имени главной области Русской
земли, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Во время
аварского нашествия еще не было ни полян, ни самого Киева, и масса восточного
славянства сосредоточивалась западнее, на склонах и предгорьях Карпат, в краю
обширного водораздела, откуда идут в разные стороны Днестр, оба Буга, притоки
верхней Припяти и верхней Вислы.
Итак, мы застаем у восточных славян на Карпатах в VI в. большой военный союз
под предводительством князя дулебов. Продолжительная борьба с Византией
завязала этот союз, сомкнула восточное славянство в нечто целое. На Руси во
времена Игоря еще хорошо помнили об этой первой попытке восточных славян
сплотиться, соединить свои силы для общего дела, так что арабский географ того
времени успел записать довольно полное известие об этом. Сто лет спустя, во времена
Ярослава I, русский повествователь отметил только поэтический обрывок этого
исторического воспоминания. Этот военный союз и есть факт, который можно
поставить в самом начале нашей истории: она, повторю, началась в VI в. на самом
краю, в юго-западном углу нашей равнины, на северо-восточных склонах и
предгорьях Карпат.
РАССЕЛЕНИЕ ПО РУССКОЙ РАВНИНЕ. Отсюда, с этих склонов восточные славяне в
VII в. постепенно расселялись по равнине. Это расселение можно признать вторым
начальным фактом нашей истории. И этот факт оставил некоторые следы в нашей
Повести, также значительно проясняющиеся при сопоставлении их с иноземными
известиями. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян
в состоянии необычайного движения. Император Маврикий (582 — 602), долго
боровшийся с этими славянами, пишет, что они живут точно разбойники, всегда
готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам
многочисленных рек их страны. Прокопий, писавший несколько ранее, замечает, что
славяне живут в плохих хижинах, разбросанных поодиночке, на далеком одна от
другой расстоянии, и постоянно переселяются. Причина этой
подвижности открывается от ее следствий. Византийцы говорят о вторжениях
задунайских славян в пределы Империи во второй четверти VII в.;
приблизительно с этого времени одновременно прекращаются и эти вторжения, и
византийские известия о задунайских славянах: последние исчезают куда-то и
снова появляются в византийских сказаниях уже в IX в., когда они опять начинают
нападать на Византию с другой стороны, морским путем, и под новым именем Руси.
О судьбе восточных славян в этот длинный промежуток VII - IX вв. находим у
византийцев мало надежных известий. Прекращение славянских набегов на империю
было следствием отлива славян с Карпат, начавшегося или усилившегося со второй
четверти VII в. Этот отлив совпадает по времени с аварским нашествием на
восточных славян, в котором можно видеть его причину.
ЕГО ПРИЗНАКИ. Наша Повесть временных лет не говорит ни о пяти вековой
карпатской стоянке славян, ни об этой вторичной их передвижке оттуда в разные
стороны; но она отмечает некоторые отдельные ее признаки и следствия. В очерке
расселения славян с Дуная она отчетливо отличает западных славян, мораву,
чехов, ляхов, поморян, от восточных хорватов, сербов и хорутан. Славян,
расселившихся по Днепру и другим рекам нашей равнины, она ведет от восточной
ветви, а местопребыванием племен, ее составлявших, где потом знают византийские
писатели этих хорватов и сербов, была страна Карпат, нынешняя Галиция с областью
верхней Вислы. Хорватов здесь знает и наша Начальная летопись даже в X в.: они
участвуют в походе Олега на греков 907 г.; с ними воюет Владимир в 992 г. Не помня ясно о
приходе днепровских славян с Карпат, летопись, однако, запомнила один из последних
моментов этого расселения. Размещая восточно-славянские племена по Днепру и его
притокам, она рассказывает, что были в ляхах два брата, Радим и Вятко, которые
пришли со своими родами и сели Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли
радимичи и вятичи. Поселение этих племен за Днепром дает некоторое основание
думать, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации:
новые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были
продвинуться далее на восток, за Днепр. С этой стороны вятичи очутились самым
крайним племенем русских славян. Но почему эти племена летопись выводит «от
ляхов»? Это значит, что они пришли из прикарпатской страны: область указанного
водораздела, Червонная Русь, древняя страна хорватов в XI в., когда написана
рассказывающая об этом Повесть временных лет, считалась уже ляшской страной и
была предметом борьбы Руси с Польшей.
ЕГО ВРЕМЯ. Так, сопоставляя смутные воспоминания этой Повести с иноземными
известиями, не без усилий и не без участия предположений получаем некоторую
возможность представить себе, как подготовлялись оба начальных факта нашей
истории. Приблизительно ко II в. по р. х. народные потоки прибили славян к
среднему и нижнему Дунаю. Прежде они терялись в разноплеменном населении
Дакийского царства и только около этого времени начали выделяться из сарматской
массы, обособляться в глазах иноземцев, как и в собственных воспоминаниях.
Тацит еще недоумевает, кому сроднее венеды: германцам или кочевникам-сарматам,
и Иорнанд припоминает, что Никополь на Дунае основан Траяном после побед над
сарматами. Но наша летопись помнит, что от волохов, т. е. от римлян Траяна,
тяжко пришлось славянам, которые вынуждены были покидать свои дунайские жилища.
Но восточные славяне, принесшие на Днепр это воспоминание, пришли сюда не прямо
с Дуная, совершив непрерывную перекочевку: это была медленная передвижка с
остановкой на Карпатах, длившейся со II до VII в. Авары дали толчок дальнейшему
движению карпатских славян в разные стороны. В V и VI вв. в Средней и Восточной
Европе очистилось много мест, покинутых германскими племенами, которых гуннское
нашествие двинуло на юг и запад в римские провинции. Аварское нашествие оказало
подобное же действие на славянские племенавинув их на опустелые места. Рассказ
Константина Багрянородного о призыве сербов и хорватов на Балканский полуостров
императором Ираклием в VII в. для борьбы с аварами заподозрен исторической
критикой и наполнен сомнительными подробностями; но в основе его, кажется,
лежит нечто действительное. Во всяком случае, VII в. был временем, когда в той
или другой связи с аварским движением возник ряд славянских государств
(Чешское, Хорватское, Болгарское). В этот же век по местам, где прежде
господствовали готы, стали расселяться восточные славяне, как в стране, где
прежде сидели вандалы и бургунды, тогда же расселялись ляхи.
ОБОСОБЛЕНИЕ СЛАВЯН ВОСТОЧНЫХ. Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели,
как выделялись славяне из этнографической массы с неопределенными племенными
обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда
уже было известно собственное родовое имя славян, мы замечаем признаки их
внутреннего видового разделения, местного и племенного. Трудно обозначить с
точностью время, к которому можно было бы приурочить обособление их западной и
восточной ветви; но до VII в. видим, что их судьбы складываются в тесной
взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных обстоятельств и
влияний. С этого века, когда в жизни восточных славян обозначились явления,
которые можно признать начальными фактами нашей истории, эти славяне, расселяясь
с Карпат, вступают под действие особых местных условий, сопровождающих и направляющих
их жизнь на протяжении многих дальнейших столетий. Наблюдая, как они устроились
на новых местах жительства, мы будем следить за происхождением и действием этих
новых условий.
Цит по:
Цит.
по: Хронос – всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/. |