Русская сельская
община существует с незапамятного времени, и довольно схожие формы ее можно
найти у всех славянских племен. Там, где ее нет, – она пала под германским
влиянием. У сербов, болгар и ченогорцев она сохранилась в еще более чистом
виде, чем в России. Сельская община представляет собой, так сказать,
общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало
посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она
ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что
касается ее внутренних дел.
Ее экономический
принцип – полная противоположность знаменитому предложению Мальтуса: она
представляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит
общине, а не отдельным ее членам, последние же обладают неотъемлемым правом
иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины: эта
земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может, да и не имеет надобности
передавать ее по наследству. Его сын, едва он достигает совершеннолетия,
приобретает право, даже при жизни своего отца, потребовать от общины земельный
надел. Если у отца много детей – тем лучше, ибо они получают от общины
соответственно больший участок земли; по смерти же каждого из членов семьи
земля опять переходит к общине.
Часто случается,
что глубокие старики возвращают свою землю и тем самым приобретают право не
платить податей. Крестьянин, покидающий на время свою общину, не теряет
вследствие этого прав на землю; ее можно отнять у него лишь в случае изгнания,
и подобная мера может быть применена только при единодушном решении мирского
схода. К этому средству, однако, община прибегает лишь в исключительных
случаях. Наконец, крестьянин еще тогда теряет это право, когда по собственному
желанию он выходит из общины. В этом случае ему разрешается только взять с
собой свое движимое имущество: лишь в редких случаях позволяют ему располагать
своим домом: или перенести его. Вследствие этого сельский пролетариат в России
невозможен…
Какое счастье, что
мы так мало спали; едва пробудившись, мы оказались лицом к лицу с Европой, и с
самого начала наш естественный, полудикий образ жизни более соответствует
идеалу, о котором мечтала Европа, чем жизненный уклад цивилизованного
германо-романского мира; то, что является для Запада только надеждой, к которой
устремлены его усилия, – для нас уже действительный факт, с которого мы
начинаем; угнетенные императорским самодержавием, – мы идем навстречу социализму…
Герцен А.И. Собр.
соч.: В 30 т. М., 1955. Т. 6. С. 200 – 202.
|