Шариат представляет собой подробный письменный свод правил для мусульман, составленный в восьмом и девятом веках нашей эры. Он был составлен не только на основе Корана, но и на основе хадиса (речей Пророка): собрания преданий, воспроизводящих слова и деяния Мухаммеда. Когда Коран и хадис хранят молчание по поводу чего-либо, правила шариата составляются на основании общего мнения религиозных лидеров [иджма] и с помощью аналогичных рассуждений "квияз" [qiyas]. Существуют различные школы шариата с небольшими отличиями между ними. Шариат регулирует не только каждый аспект религиозной и личной жизни мусульманина, но также управление исламским государством. Существует много правил, касающихся не-мусульман, в основном иудеев и христиан, которые называются "димми" (dhimmi), и к которым следует относиться как к завоеванным и порабощенным народам. Диммисчитаются гражданами второго сорта и должны придерживаться ряда ограничений, направленных на то, чтобы закрепить их статус. Они должны платить специальный налог, называемый "джизйа" (jizya). Другой отличительной чертой шариата являются драконовские наказания за определенные преступления, например, отрубание конечностей за кражу, побивание камнями за прелюбодеяние и т.д. Они включают в себя смертный приговор любому мусульманину, который отказывается от веры, что считается равнозначным государственной измене. Все школы закона соглашаются, что взрослый мужчина, ставший вероотступником, должен быть казнен. Однако многие из них содержат его элементы в своем законодательстве. Даже там, где законы шариата не введены в законодательство, они доминируют в настроениях мусульманского сообщества. Шариат не оставляет возможности для совершения какого-либо недостойного поступка. Все действия людей подразделяются на 8 категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими, мустакрух. 1. ФАРЗ - это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих. Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарзкифая. Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах. 2. ВАЖИБ также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибовчеловек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе. 3. СУННАТ. Эти действия выполнял наш пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка. 4. МУСТАХАБ - это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу. 5. МУБАХ - это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах. 6. ХАРАМ - действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом.Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харамзулми и харам гайри зулми. Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Харам гайри зулми - харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллахвозможно простит его. 7. МАКРУХ - это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего. 8. МУСТАКРУХ - это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека. |