Папа Евгений III Quantum praedecessores Евгений епископ, слуга слуг Божиих, премноголюбимому во Христе сыну своему Людовику [VII], славному королю франков, и возлюбленным сынам принцам, и всем верным Божиим, в Галлии утвержденным, - приветствие и апостольское благословение. Cколь много предшественники наши, Римские Понтифики, трудились ради освобождения восточной Церкви, - о том узнали мы из рассказов древних и нашли в писаном виде в их деяниях. Ибо предшественник наш, блаженной памяти Папа Урбан [II], вострубил будто бы в трубу небесную и позаботился о том, чтобы поднять на избавление ее сынов святой Римской Церкви с разных концов земли. По гласу его те, что жили за горами, особенно же - храбрейшие и сильнейшие воители Французского королевства, а также и обитатели Италии, воспламененные жаром любви, сошлись вместе и, собравши весьма великое войско, проливши немало своей крови, споспешествуемые помощью Божией, освободили от мерзости языческой тот град, где Спаситель наш пожелал за нас пострадать и где оставил Он Свой славный гроб в память нам о Своих Страстях, - и многие иные города, от упоминания коих мы воздержимся, избегая многословия. Города оные благодатию Божией и ревностью отцов ваших, по временам простиравших силу свою на их защиту и распространение имени Христова в тех краях, христиане сохраняют до сего дня; иные же города, принадлежащие неверным, они мужественно штурмовали. Но ныне по грехам нашим и самих тех людей, случилось то, о чем не можем мы поведать без великого горя и стенаний: град Эдесса, на наречии нашем именуемый Роэ [Rohais], коий также, покуда всю землю восточную держали язычники, единственный служил Богу под властью христиан, был взят, и многие из замков христианских были ими [язычниками] захвачены. Паче того: архиепископ оного города вместе с клиром и многими прочими христианами был убит, а мощи святых выданы на попрание ногами неверных и уничтожены. Посему ведаем и мы сами, и полагаем, что и от вашего знания, сие не укрыто, сколь великая опасность грозит Церкви Божией и всему христианству. Ибо известно, что величайшим доказательством благородства и честности будет, если то, что приобретено было отвагой отцов ваших, защищено будет вами, сынами их. Но если случится иначе, чего да не попустит Бог, бесстрашие отцов сынами будет унижено. Посему мы призываем всех вас во Господе, просим, и повелеваем, и ради отпущения грехов предписываем, дабы те, кто суть Божии, и прежде всего - величайшие мужи и дворяне, отважно препоясались; и приложили усилия, противустав множеству неверных, ликующих в час, когда они нас победили, и так защитить восточную Церковь, освобожденную от их тиранства столь великим пролитием крови отцов ваших, как мы уже говорили, и вырвать из рук их немалые тысячи плененных ваших братьев, дабы достоинство имени христианского во дни ваши возвысилось, и дабы доблесть, по всему миру славимая, осталась нетронутой и неколебимой. Да будет примером для вас добрый Маттафия, который, дабы сохранить законы отцов своих, нимало не поколебался подвергнуть себя с сынами своими и родными опасности смерти и оставить все, чем владел в мире, и который в конце концов, споспешествуемый помощью Божией, после многих трудов возобладал, как и потомство его, над врагами своими. Далее, мы, с отеческой заботою предусматривая ваше спокойствие и лишения оной Церкви, властью, данной нам от Бога, даруем и подтверждаем тем, кто, побуждаемый верностью, решит предпринять столь святой и столь необходимый труд и свершение, то отпущение грехов, что установил вышеупомянутый предшественник наш Папа Урбан; и повелеваем, дабы их жены и сыновья, а также их собственность и владения оставались под защитою нашей, архиепископов, епископов и прочих прелатов Церкви Божией. Далее, апостольской властию мы запрещаем предъявлять иски в делах относительно чего-либо, чем они владели во дни мира, когда приняли крест, до тех пор, пока не будет получено надежное известие об их возвращении или гибели. Далее, поскольку те, кто сражается ради Господа, никоим образом не должны облачать себя в дорогие одежды или оснащаться чем-либо для собственной роскоши, брать гончих или соколов, или что-либо еще, предвещающее блуд, мы взываем к благоразумию вашему во Господе, дабы те, кто решили предпринять столь святой труд, не стремились к подобным вещам, но во всей силе явили ревность и усердие в том, что касается оружия, коней и прочего, что потребно для сражений с неверными. Те же, кто угнетен долгом и с чистым сердцем начинает столь святое путешествие, не должны уплачивать проценты за прошедшее время, и если они сами или кто-либо еще за них обязан присягой или клятвой в каком-либо деле, связанном с процентами, то мы своей апостольской властию их разрешаем. Им дозволяется также, когда их родственники, будучи предупреждены, или сеньоры, к феодам которых они принадлежат, не желают или не могут ссудить им денег, свободно и без всякого права рекламации отдавать свои земли или иную собственность в заклад церквам, духовным лицам или любым иным верным. В согласии с установлением вышеназванного нашего предшественника, властью Бога всемогущего и св. Петра, главы апостолов, возложенной на нас Богом, мы даруем таковое прощение и отпущение грехов, дабы тот, кто набожно предпримет столь священное странствие и завершит его, или же умрет во время оного, обрел отпущение всех своих грехов, которые исповедует с сердцем смиренным и сокрушенным, и получит плод вечного воздаяния от Того, Кем все исчислены. Дано в Ветралле, в декабрьские календы (1 декабря 1145 г.). |