Суббота, 23.11.2024, 18:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ » Источники

Директива СНБ-68 1950 год

Цели и программы Соединенных Штатов по национальной безопасности. Меморандум Совета национальной безопасности № 68. (Директива «СНБ-68») 7 апреля 1950 г.

I. Предпосылки современного мирового кризиса

На протяжении последних тридцати пяти лет мир пережил две жесточайшие мировые войны. В эти же годы он стал свидетелем двух революций огромных масштабов и силы — в России и Китае. Он видел крах пяти империй — Оттоманской, Австро-Венгерской, Германской, Итальянской и Японской — и серьезный упадок двух крупных имперских держав — Ве­ликобритании и Франции. На протяжении жизни одного поколения ко­ренным образом изменилась международная расстановка сил. В течение нескольких веков ни одно из государств не оказалось в состоянии приоб­рести такую подавляющую мощь, которой не могла бы быть противопос­тавлена еще большая мощь коалиции других государств. На международ­ной арене часто отмечались периоды насилия и войн, но сохранялась система суверенных, независимых государств, над которой ни одно госу­дарство не смогло добиться господства.

Сейчас возникли два комплекса факторов, основательно изменивших эту исторически сложившуюся расстановку сил в мире. Во-первых, пора­жение Германии и Японии и упадок Британской и Французской империй оказали такое влияние на развитие Соединенных Штатов и Советского Союза, что главенство в мире стало все быстрее переходить к этим двум центрам. Во-вторых, Советский Союз, в отличие от предшествующих претендентов на мировое господство, вдохновляется новой фанатичной верой, полярно противоположной нашей собственной, и стремится навя­зать свою абсолютную власть остальному миру. Конфликт, таким обра­зом, приобрел всемирный масштаб и поддерживается Советским Союзом с применением как насильственных, так и ненасильственных методов, в зависимости от требований практической целесообразности. С развити­ем все более грозных видов оружия массового уничтожения все люди сталкиваются с постоянно существующей возможностью гибели, если конфликт перерастет в тотальную войну.

С одной стороны, народы мира жаждут отдыха от тревог, вызывае­мых риском возникновения атомной войны. С другой стороны, любое существенное дальнейшее расширение территории, над которой господствует Кремль, привело бы к возможности того, что никакая коа­лиция государств не смогла бы объединить силы, достаточно мощные,чтобы противостоять Кремлю. Именно в этом контексте нашей респуб­лике и ее гражданам, находящимся на подъеме, грозит наибольшая опасность.

Стоящие перед нами проблемы исключительно важны и затрагивают выживание не только нашей республики, но и самого человечества. Это проблемы, которые не будут ждать результатов наших долгих размыш­лений. Наше правительство и народ, который оно представляет, долж­ны сейчас со всей ответственностью и решительностью принять новые и судьбоносные решения...

III. Основополагающий замысел Кремля

Основной замысел тех, кто контролирует Советский Союз и международное коммунистическое движение, заключается в сохранении и укреплении своей абсолютной власти, во-первых, в Советском Союзе и, во-вторых, в районах, находящихся сейчас под их контролем. По мнению советских лидеров, однако, реализация такого замысла требует динамичного расширения их власти и конечной ликвидации любой эффективной оппозиции их власти.

Таким образом, этот замысел требует полного ниспровержения или насильственной ликвидации государственного механизма и общественной структуры в странах несоветского мира и их замены механизмом и структурой, подчиненной Кремлю и контролируемой им. С этой целью усилия Советского Союза направлены сейчас на установление господства над евразийской территорией. Соединенные Штаты как основной центр силы в несоветском мире и форпост оппозиции советской экспансии являются главным противником, чья целостность и жизнеспособность подлежат подрыву или уничтожению тем или иным способом, если Кремль хочет добиться реализации своего основополагающего замысла...

В. Военные.

Советский Союз развивает свой военный потенциал с целью обеспечения реализации своих планов установления мирового господства. Советский Союз фактически обладает вооруженными силами, далеко превосходящими те, которые необходимы для защиты его государственной территории. Эти вооруженные силы, возможно, не рассматриваются Советским Союзом достаточными для начала войны, в которую окажутся вовлеченными Соединенные Штаты. Эта избыточная мощь в сочетании с ядерным оружием придает Советскому Союзу внушительную силу принуждения для использования в мирное время в целях реализации его целей и служит в качестве сдерживающей силы для жертв его агрессии, дабы они, во избежание риска войны, не предпринимали никаких действий, направленных против его тактики.

Если в 1950 году начнется крупномасштабная война, Советский Сою и его сателлиты будут, по мнению Объединенного комитета начальник штабов, в состоянии такой высокой боевой готовности, чтобы без про­медления начать и осуществить следующие военные кампании:

а) захватить Западную Европу, за возможным исключением Иберий­ского и Скандинавского полуостровов; продвинуться в направлении нефтеносных районов Ближнего и Среднего Востока; укрепить коммунисти­ческие режимы на Дальнем Востоке;

б)           нанести удары с воздуха по Британским островам, а также удары с воздуха и с моря по линиям связи западных держав в Атлантическом и Тихом океанах;

в)           нанести удары с использованием атомного оружия по избранным целям, включая сегодня возможность таких ударов по целям на Аляске, в Канаде и Соединенных Штатах. Как альтернатива эта способность в сочетании с другими доступными Советскому Союзу акциями может иск­лючить использование Великобритании в качестве эффективной опера­тивной базы вооруженных сил Запада. Это также даст возможность Со­ветскому Союзу предотвратить любые операции морского десанта типа «Нормандия», которые могут быть предприняты союзниками с целью ов­ладения вновь европейским континентом.

После того как Советский Союз завершит свои первоначальные кам­пании и укрепит свои позиции в западноевропейском регионе, он мог бы иновременно провести:

а)           полномасштабные военно-воздушные и ограниченные военно-морские операции против Британских островов;

б)           вторжение на Иберийский и Скандинавский полуострова;

в)           дальнейшие операции на Ближнем и Среднем Востоке, а также военно-воздушные операции против североамериканского континента, военно-воздушные и военно-морские операции против линий коммуникаций в Атлантическом и Тихом океанах;

г)            отвлекающие операции в других регионах...

В настоящее время невозможно точно оценить конечные потери Советского Союза в результате применения против него закона 1948 года «Об экономическом сотрудничестве» с внесенными в него поправками и закона 1949 года «О взаимной помощи в обороне». Следует ожидать, что мере применения положений этих законов будет улучшаться ситуация с внутренней безопасностью стран, подпадающих под действие этих законов. Кроме того, сильная военная позиция Соединенных Штатов в сочетании с дополнительным вооружением государств Западной Европы должна укрепить решимость заинтересованных государств в оказании сопротивления советским действиям, а в случае войны может рассматри­ваться, как способная замедлить ход операций и увеличить время, требующееся  Советскому Союзу для захвата Западной Европы.

Скорее всего, хотя поддержка Соединенных Штатов укрепит решимость Западной Европы, дополнительные поставки вооружений по существующим соглашениям об оказании помощи не сыграют сколько-нибудь существенной роли до 1952 года. Если военная мощь государств Западной Европы не будет повышена в значительно большей степени, чем это предусматривается существующими ныне программами, и в более быстром темпе, эти государства, скорее всего, не смогут даже к 1960 году сколько-нибудь эффективно противостоять советским вооруженным силам. Учитывая военный потенциал Советского Союза, долгосрочная военная цель союзников в Западной Европе должна предусматриватьувеличение военной мощи в этом регионе, чтобы получить возможность удержать Советский Союз от развязывания большой войны или, во всяком случае, оттянуть на время захват Западной Европы и, если будет сочтено возможным, получить плацдарм на континенте против наступления Советского Союза.

Нам не известно в точности, каковы советские атомные возможности, однако, по оценкам Центрального разведывательного управления, подтверждаемым Госдепартаментом, министерствами армии, военно-морских и военно-воздушных сил, а также Комиссией по атомной энергии, у Советского Союза имеются производственные возможности, которые позволят ему достигнуть запасов ядерного оружия в следующих пределах:

к середине 1950 года — 10—20,

к середине 1951 года — 25—45,

к середине 1952 года — 45—90,

к середине 1953 года — 70—135,

к середине 1954 года — 200.

По общему признанию, эти оценки базируются на неполном исследовании советских реалий и характеризуют производственный потенциал известных или вычисленных советских заводов. Если эти оценки неверны, они могут создать у нас чувство превосходства в наших атомных запасах над советскими, что будет опасным заблуждением, особенно в том,  что касается даты возможного советского наступления. В то же время, если Советский Союз столкнется со сложностями оперативного характера,  эти оценки будут ниже. Имеются некоторые сведения, что Советский Союз приобретает определенные материалы, необходимые для проведения исследовательских работ и создания термоядерного оружия.

В настоящее время Советский Союз обладает авиацией для доставки атомной бомбы. Согласно нашим разведывательным данным, у Советского Союза имеется такое количество атомных бомбардировщиков, ко­торое превосходит то количество, которое требуется для доставки уже имеющихся в наличии атомных бомб. Мы в настоящее время не располагаем данными о точности попадания в цель советских атомных бомб.  Считается, что Советы не могут обеспечить такое точное попадание своих бомб в цель, какого добились мы, но приблизительный подсчет дает основания считать, что точность попадания составляет 40—60 процентов от числа сброшенных бомб. Таким образом, можно предположить, что дан­ные о советских запасах в количестве двухсот атомных бомб могут ока­заться критическими для Соединенных Штатов, поскольку удар ста атом­ных бомб по целям в Соединенных Штатах мог бы нанести серьезный ущерб нашей стране.

В настоящее время у Советского Союза имеется значительный запас атомных бомб, и если предположить, что СССР нанесет сильный внезап­ный удар, и если также предположить, что его ядерное нападение не встретится с более эффективной обороной, чем та, которую планируют создать Соединенные Штаты и их союзники, то результатом такого напа­дения может стать:

а)           опустошение Британских островов, что лишит западные державы возможности использовать их в качестве базы;

б)           уничтожение жизненно важных центров и нарушение коммуникаций Западной Европы, что затруднит эффективную оборону западных держав;

в)           нанесение разрушительных ударов по некоторым жизненно важным центрам Соединенных Штатов и Канады.

Обладание Советским Союзом термоядерным оружием в дополнение к уже имеющимся значительным запасам атомного оружия привело бы к огромному увеличению ущерба...

VI. Намерения и возможности США, существующие и потенциальные

В. Военные

Из всех стран мира Соединенные Штаты располагают сейчас самым крупным военным потенциалом. Однако военная слабость Соединенных Штатов в сравнении с Советским Союзом объясняется как небольшой численностью вооруженных сил, так и общей численностью людских ре­сурсов. Помимо недостаточной численности действующих вооруженныхсил, у Соединенных Штатов недостает также обороноспособных пози­ций, на которых можно было бы в случае войны развернуть свои воору­женные силы и которые готовы к применению вооружений.

Действительно, сейчас вооруженные силы Соединенных Штатов сильнее, чем когда-либо ранее, в другие мирные периоды; правда также и то, что существует резкое несоответствие между нашей реальной военной мощью и нашими обязательствами. Однако это несоответствие не явля­ется единственным решающим фактором. Решающим фактором должна быть также и международная ситуация; следовательно, было бы пра­вильнее, если бы наша военная мощь в большей мере соотносилась с существующей международной ситуацией. А когда мы сопоставляем нашу военную мощь с ситуацией в мире и определяем, насколько она способна соответствовать возможным нуждам этой ситуации, становится ясно, что наша военная мощь оказывается в опасной степени недоста­точной.

Если война начнется в 1950 году, Соединенные Штаты и их союзни­ки будут обладать военным потенциалом, достаточным для оборонитель­ных действий с целью обеспечения в разумных масштабах защиты За­падного полушария, баз в западной части Тихого океана и основных во­енных коммуникаций, но в недостаточной степени — для защиты глав­ных военных баз в Великобритании и на Ближнем и Среднем Востоке. Мы будем обладать необходимым потенциалом для совершения мощных военно-воздушных налетов на жизненно важные советские военные объекты.

Если военные потенциалы Соединенных Штатов и их союзников будут быстро и эффективно увеличены, можно будет создать вооружен­ные силы, достаточные для предотвращения войны, или же, если Со­ветский Союз предпочтет начать войну, выстоять перед первым совет­ским наступлением, стабилизировать положение для подготовки ответных действий и ответить даже еще более сильным ударом по советским объектам. Исключительно с военной точки зрения это потре­бует, однако, не только целого поколения необходимых вооружений, но развития более совершенных видов оружия всех видов и создания их за­пасов.

В существующих мирных условиях потребуется период в два-три года для обеспечения существенного увеличения военной мощи. Такие воен­ные силы могут быть созданы в несколько более короткий срок после объявления чрезвычайной обстановки или же в результате полного на­пряжения усилий государства в военное время. Однако в мирное время любое увеличение военного потенциала должно быть согласовано как с нашим возможным участием в войне, реализацией краткосрочной и дол­госрочной внешней политики Соединенных Штатов в отношении Совет­ского Союза, так и с реалиями создавшейся ситуации. Если сейчас будет взят такой курс на увеличение нашего военного потенциала, Соединен­ные Штаты получат возможность ликвидировать дисбаланс между своей военной мощью и требованиями создавшейся ситуации, а со временем и овладеть инициативой в «холодной войне» и значительно отложить, если не остановить, советское наступление в ходе самой войны...

VIII. Атомное оружие

А. Военная оценка атомного потенциала США и СССР

Соединенные Штаты обладают в настоящее время атомным потенциалом с точки зрения, как количества атомного оружия, так и возмож­ности его доставки достаточным, при условии его эффективного приме­нения, для нанесения серьезного удара по военному потенциалу СССР.
Сомнительно, что такой удар, даже если он приведет к полному уничтожению намеченных целей, вынудит Советский Союз просить о мире или помешает советским вооруженным силам оккупировать Западную Европу, преодолев сопротивление тех наземных войск, которые могли бы быть мобилизованы в настоящее время. Однако мощный упреждающий удар мог бы уменьшить возможности СССР по обеспечению всем необходимым его военных структур и гражданского населения, предоставив Со­единенным Штатам возможность развить свое военное превосходство в длительной войне.

По мере роста атомного потенциала СССР у него появится возмож­ность нанести удар по нашим атомным объектам и затруднить таким образом для Соединенных Штатов проведение упомянутой выше наступательной операции. Вполне возможно, что в ближайшем будущем у Со­ветского Союза появятся достаточное количество атомных бомб идостаточно высокая возможность их доставки. И тогда встанет вопрос о том, можно ли рассчитывать на то, что Великобритания с ее нынешней несовершенной военно-воздушной обороной станет плацдармом передового базирования, откуда авиация США сможет совершать основную часть бомбовых налетов.

Считается, что в ближайшие четыре года атомный потенциал СССР достигнет того уровня, который позволит ему причинить серьезный ущерб жизненно важным центрам Соединенных Штатов при условии, что удар будет нанесен неожиданно, и еще при том условии, что ответ на этот удар окажется не более эффективным чем тот, который нами сейчас запрограммирован. Такой удар может нанести настолько серьезный урон Соединенным Штатам, что их превосходство с точки зрения экономиче­ских возможностей существенно сократится.

Эффективное противодействие советскому атомному потенциалу потребует, помимо всего прочего, создания значительно более совершенной системы военно-воздушного предупреждения, военно-воздушной оборо­ны и активной разработки и введения в действие программы гражданской обороны, которая уже основательно интегрировалась в системы военной обороны.

Со временем следует ожидать, что атомный потенциал СССР вырастет до такой степени, что в условиях неожиданности и не более эффективного противодействия, чем то, которое нами сейчас запланировано, нельзя будет исключать возможность нанесения превентивного удара.

3.           На начальных этапах атомной войны выгоды от проявления инициативы и использования фактора неожиданности будут весьма велики.


Полицейское государство, живущее за «железным занавесом», обладает огромным преимуществом и в вопросах сохранения необходимой секретности, и в централизации принятия решений, необходимых для того, чтобы воспользоваться этим преимуществам.

На данный момент перспектива нанесения нами ответного атомного удара, возможно, удержит Кремль от прямого военного нападения на нас или на другие свободные народы. Однако, когда Кремль сочтет, что обладает достаточным атомным потенциалом, чтобы нанести по нам вне­запный удар и тем самым ликвидировать наше превосходство в атомном оружии и создать военную ситуацию, которая неоспоримо будет играть ему на руку, он может поддаться соблазну нанести такой быстрый и тайно подготовленный удар. Поэтому в такого рода ситуации существование двух крупных атомных потенциалов может сыграть роль фактора, не сдерживающего, а провоцирующего войну.

Дальнейшее увеличение количества и мощности нашего атомного оружия необходимо для обеспечения эффективности любого ответного удара США, но само по себе, по-видимому, не изменит логику изложенного выше. Для получения разумных гарантий того, что свободный мир выживет в результате неожиданного атомного нападения СССР (тогомасштаба мощности, которой, как предполагается, СССР будет обладать к 1954 году) и будет в состоянии продолжить путь к достижению своих целей, необходимо значительное увеличение мощи военно-воздушных, сухопутных и военно-морских сил и совершенствование военно-воздушной и гражданской обороны. Кроме того, такой рост военной мощи позволит  не только сохранить, но и увеличить нашу способность нанести ответный удар и тем самым отдалить на некоторое время тот момент, когда Советский Союз, согласно его расчетам, может с наибольшей для него пользой нанести неожиданный удар. Это обеспечит дополнительное время для того, чтобы наша политика привела к изменениям в советской системе.

Если СССР разработает термоядерное оружие раньше Соединенных Штатов, значительно увеличится риск существенно усилившегося советского давления на весь свободный мир или же нападения на США.

Если США разработают термоядерную систему оружия раньше Советского Союза, они смогут в течение какого-то времени оказывать уси­ленное давление на СССР.

Б. Накопление и использование атомного оружия

1. Из проведенного выше анализа можно заключить, что эффективное исключение атомного оружия из национального оружейного арсенала мирного времени отвечало бы долгосрочным интересам Соединенных Штатов... В отсутствие такого исключения... следует признать, что у нас нет иной альтернативы, кроме увеличения нашего атомного потенциала по возможности настолько быстро, насколько позволяют иные соображе­ния. В любом случае представляется крайне важным увеличить как мож­но быстрее военно-воздушные, сухопутные и военно-морские силы об­щего назначения нашей страны и наших союзников до таких масштабов, чтобы в военном отношении мы не были столь сильно зависимы от атом­ного оружия...

Выводы

Проведенный выше анализ свидетельствует о том, что возможный атомный потенциал Советского Союза существенно увеличил советскую угрозу безопасности Соединенных Штатов. Эта угроза носит тот же ха­рактер, как и отмеченная в документе СНБ-20/4 (одобренном президен­том 24 ноября 1948 года), но является более близкой, чем предполагалось раньше. В частности, Соединенные Штаты столкнулись сейчас с вероят­ностью того, что в течение ближайших четырех или пяти лет Советский Союз будет обладать военным потенциалом, позволяющим нанести вне­запный атомный удар огромной мощности. Это потребует от Соединен­ных Штатов значительного увеличения военно-воздушных, сухопутных и военно-морских сил, обладания атомным оружием и военно-воздушной и гражданской обороной, необходимыми для предотвращения войны и обеспечения разумной убежденности в своих силах в случае ее начала, с тем, чтобы страна могла пережить первый удар и пойти дальше к достижению своих конечных целей. В свою очередь, эта вероятность требует активизации наших усилий в разведывательной области и в области ис­следований и развития...

Однако в свете сегодняшнего состояния и будущего развития совет­ского атомного потенциала действия, которые могут быть предприняты в соответствии с существующими программами, могут оказаться опасно недостаточными с точки зрения как своевременности, так и масштаба, для того чтобы привести к быстрому достижению важных для Соединен­ных Штатов политических, экономических и военных целей.

Сохранение нынешней тенденции приведет к серьезному ослаблению стран свободного мира в сравнении с Советским Союзом и его сателлита­ми. В основе этой неблагоприятной тенденции лежит недостаточность наших текущих программ, а не ошибка в наших целях и задачах.  Эта тенденция ведет к изоляции не в результате какого-то намерения, а в силу отсутствия необходимой базы для проявления решительной инициативы в конфликте с Советским Союзом.

Наша позиция как центра силы в свободном мире налагает на Соединенные Штаты тяжелую ответственность лидерства. Мы должны организовать и мобилизовать энергию и ресурсы свободного мира для осуществления программы мира, которая расстроила бы замыслы Кремля по установлению мирового господства, создав такое положение в свободноммире, с которым Кремль будет вынужден примириться. Без местного усилия под руководством Соединенных Штатов мы будем вынуждены постепенно уступать давлению, пока однажды не обнаружим, что мы пожертвовали позициями, жизненно важными для нас.

Необходимо сделать так, чтобы эта тенденция была изменена, чему должно способствовать гораздо более быстрое увеличение реальной  мощи, как Соединенных Штатов, так и других государств свободного мира.  Проведенный анализ свидетельствует, что это обойдется недешево и потребует значительных внутренних финансовых и экономических корректив.

Выполнение этой задачи требует, однако, чтобы у Соединенных Штатов имелась в наличии конструктивная программа, не носящая сугубо оборонительный характер и предназначенная лишь для противостояния  угрозе, исходящей от Советского Союза. Эта программа должна проложить дорогу к миру и порядку между государствами, принадлежащим к системе, основанной на свободе и праве, как это определяется Уставом  Организации Объединенных Наций. Далее, она должна предусматривать политические и экономические меры, а также создание военного шита, за которым свободный мир, основываясь на стратегии «холодной войны», сможет трудиться, чтобы расстроить замыслы Кремля. Сообра­жения, в основе которых лежит вера в наши основополагающие ценности, и наша национальная безопасность требуют, чтобы мы добились наших целей именно с помощью стратегии «холодной войны», наращивая нашу военную мощь для того, чтобы мы смогли никогда к ней не прибегать. Победа может быть гарантирована лишь в том случае, если удастся расстроить замыслы Кремля с помощью целеустремленного увеличения моральной и материальной мощи свободного мира и влияния на советский мир таким образом, чтобы вызвать внутренние изменения в советской системе. Такая позитивная программа, гармонично сочетающаяся с нашей основополагающей национальной целью и нашими задачами, необходима, если мы хотим вновь овладеть инициативой, победить и заручиться необходимой всенародной поддержкой и в Соединенных Штатах и в остальной части свободного мира.

Эта программа должна включать переговоры с Советским Союзом, разработанные и согласованные с нашими союзниками и совпадающие с нашими задачами. Соединенные Штаты и их союзники, особенно Вели­кобритания и Франция, должны быть всегда готовы к переговорам с Со­ветским Союзом на условиях, совпадающих с нашими целями. Однакосовременная международная обстановка препятствует успешным перего­ворам с Кремлем, поскольку условия соглашений по важнейшим нераз­решенным проблемам отразили бы сегодняшние реалии и оказались бы таким образом неприемлемыми, если не губительными, для Соединен­ных Штатов и остальной части свободного мира. После принятия соответствующего решения и начала наращивания военной мощи свободного мира для Соединенных Штатов может оказаться желательным захватить в свои руки инициативу в проведении переговоров в надежде на то, что это может способствовать процессу приспособления Кремля к новой ситу­ации. В случае неуспеха нежелание Кремля признать равноправные усло­вия или допущенные им нарушения обязательств поможет сплочению общественного мнения в свободном мире в поддержку мер, необходимых для продолжения наращивания сил.

Итак, с помощью быстрого и непрерывного наращивания политиче­ской, экономической и военной мощи свободного мира и с помощью конструктивной программы, направленной на перехват инициативы у Советского Союза, мы должны противопоставить ему убедительное сви­детельство решимости и способности свободного мира расстроить крем­левские планы установления мирового господства. Такая демонстрация является единственным, за исключением войны, средством, которое мо­жет вынудить Кремль отказаться от его нынешнего курса и вступить в пе­реговоры о заключении приемлемых соглашений по вопросам первостепенной важности.

Весь успех предложенной программы зависит в конечном счете от признания нашим правительством, американским народом и всеми сво­бодными людьми того, что «холодная война» является в действительнос­ти самой настоящей войной за выживание свободного мира. Важнейши­ми условиями мира остаются консультации с лидерами конгресса, целью которых является завоевание внепартийной поддержки законодателей и исчерпывающее разъяснение американской и всей мировой обществен­ности фактов и значения нынешней международной обстановки. Осу­ществление программы потребует от нас изобретательности в постановке проблемы и упорства вплоть до того момента, когда наша национальнаяцель будет достигнута.

Категория: Источники | Добавил: olimpiada (03.03.2012)
Просмотров: 3655 | Рейтинг: 0.0/0

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2024
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление