Бакунин Михаил
Александрович (1844—1876), русский революционер, теоретик анархизма, один из
идеологов народничества и деятель I Интернационала. М. А. Бакунин был
противником учения К. Маркса и вед борьбу с ним в I Интернационале. «Наша
программа» напечатана в No 1 журнала «Народное дело» (Женева, 1868).
. «... Мы хотим
полного умственного, социально-экономического и политического освобождения
народа.
I. Умственного
освобождения, потому что без него политическая и социальная свобода не могут
быть ни полными, ни твердыми. Вера в бога, вера в бессмертие души и всякого
рода идеализм вообще, служа, с одной стороны, непременной опорой и оправданием
для деспотизма, для всякого рода привилегий и для эксплуатирования парода, с
другой стороны, деморализуют самый парод, разбивая его существо как бы на два
друг другу противоречащие стремления и лишая его таким образом энергии, необходимой
для завоевания его естественных прав и для полного устройства свободной И
счастливой жизни.
Из этого явно следует,
что мы сторонники атеизма и материализма.
II.
Социально-экономического освобождения народа, без которого всякая свобода была
бы отвратительной и пустозвонной ложью. Экономический быт народов был всегда
краеугольным камнем и заключал в себе настоящее объяснение их политического
существования. Все доселе существовавшие и существующие политические и
гражданские организации в мире держатся на следующих главных основаниях: на
факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца
и мужа и на освящении всех этих основ религией, а все это вместе составляет
существо государства. Необходимым результатом всего государственного устройства
было и должно было быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного
большинства так называемому образованному эксплуатирующему меньшинству.
Государство без привилегий политических и юридических, основанных на
привилегиях экономических, немыслимо.
Желая действительного
и окончательного освобождения на рода, мы хотим:
1. Упразднения права
наследственной собственности.
2. Уравнения прав
женщины, как политических, так и социально-экономических, с правами мужчины,
следовательно, хотим уничтожения семейного права и брака, как церковного, так и
гражданского, неразрывно связанного с правом наследства.
3. С уничтожением
брака рожается вопрос о воспитании детей. Их содержание со времени
определившейся беременности матери до самого их совершеннолетия, их воспитание
и образование, равное для всех—от низшей ступени до специального высшего
научного развития, - в одно и то же время индустриальное и умственное,
соединяющее в себе подготовление человека и к мускульному и к нервному труду,
должно лежать главным образом на попечении свободного общества.
Основой экономической
правды мы ставим два коренных положения:
Земля принадлежит
только тем, кто ее обрабатывает своими руками, — земледельческим общинам.
Капиталы и все орудия работы — работникам — рабочим ассоциациям.
III. Вся будущая
политическая организация должна быть ни чем другим, как свободной федерацией
вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей
(ассоциаций).
И потому во имя
освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения
государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми се церковными,
политическими, военно- и гражданско-бюрократическими, юридическими, учеными и
финансово-экономическими учреждениями.
Мы хотим полной воли
для всех народов, ныне угнетенных империей, с правом полнейшего
самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы,
федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского
народа, могли бы создать сообща действительно вольное и счастливое общество в
дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире»
Цит. по: Утопический
социализм в России. С. 401—402. |