В тридцатых годах убеждения наши были
слишком юны. Правительство постаралось закрепить нас в революционных тенденциях
наших. В 1834 году был сослан весь кружок Сунгурова - и исчез. В 1835 году
сослали нас /А.И. Герцена, Н.П. Огарёва и др./; через пять лет мы возвратились,
закалённые испытанным. Юношеские мечты сделались невозвратным решением
совершеннолетних.
Круг Станкевича шёл другим путём, его интересы
были чисто теоретические. Влияние его на всю литературу и на академическое
преподавание было огромно, - стоит назвать Белинского и Грановского...
Возле Станкевичева круга, сверх нас,
/западников/, был ещё другой круг, сложившийся во время нашей ссылки, и был с
ними в такой же чересполосице, как и мы; его-то впоследствии назвали
славянофилами. Славяне. Приближаясь с противуположной стороны к тем же
жизненным вопросам, которые занимали нас, были гораздо больше ринуты в живое
дело и в настоящую борьбу.
Между ними и нами, естественно, должно было
разделиться общество Станкевича. Аксаков, Самарин примкнули к славянам, т.е. к
Хомякову и Киреевским. Белинский, Бакунин - к нам. Ближайший друг Станкевича,
наиболее родной ему всем существом своим, Грановский был нашим.
...Взгляд Станкевича на художество, на поэзию и
её отношение к жизни вырос в статьях Белинского в ту новую мощную критику . в
то новое воззрение на мир. На жизнь, которое поразило все мыслящее в России и
заставило с ужасом отпрянуть от Белинского всех педантов и доктринёров.
Белинского Станкевичу приходилось заарканивать; увлекающийся за все пределы
талант его, страстный, беспощадный, злой от нетерпимости, оскорблял эстетически
уравновешенную натуру Станкевича.
Грановский был одарён удивительным тактом сердца.
У него было всё так далеко от неуверенной в себе раздражительности, от
притязаний, так чисто, так открыто, что с ним было необыкновенно легко. Он не
теснил дружбой, а любил сильно, без ревнивой требовательности и без
равнодушного "всё равно"…Грановский сумел в мрачную годину гонений,
от 1848 года до смерти Николая, сохранить не только кафедру, но и свой независимый
образ мыслей, и это потому, что в нём с рыцарской отвагой, с полной
преданностью страстного убеждения стройно сочеталась женская нежность, мягкость
форм...
Славянизм, или русизм, не как теория, не как
учение, а как оскорблённое народное чувство, как тёмное воспоминание и верный
инстинкт. Как противудействие исключительно иностранному влиянию существовал со
времени обрития первой бороды Петром I.
Все раскольники - славянофилы.
Всё белое и чёрное духовенство - славянофилы
другого рода.
Солдаты, требовавшие смены Барклая де Толли за
его немецкую фамилию, были предшественниками Хомякова и его друзей...
Чаадаев и славяне равно стояли перед
неразгаданным сфинксом русской жизни - сфинксом, спящим под солдатской шинелью
и под царским надзором; они равно спрашивали: "Что же из этого будет? Так
жить невозможно: тягость и нелепость настоящего очевидны, невыносимы - где же
выход?"
"Выход за нами, - говорили славяне, - выход
в отречении от петербургского периода, в возвращении к народу, с которым нас
разобщило иностранное образование, иностранное правительство, воротимся к
прежним нравам!"
Ошибка славян состояла в том, что им кажется, что
Россия имела когда-то свойственное ей развитие, затемнённое разными событиями
и, наконец, петербургским периодом…Основы нашего быта - не воспоминания, это -
живые стихии, существующие не в летописях. А в настоящем; но они только уцелели
под трудным историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным
гнётом только сохранились, но не развились...
Ильёй Муромцем, разившим всех, со стороны
православия и славянизма был Алексей Степанович Хомяков… Во всякое время дня и
ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского
воззрения всё на свете - от казуистики византийских богословов до тонкостей
изворотливого легиста...
Философские споры его состояли в том, что он
отвергал возможность разумом дойти до истины; он разуму давал одну формальную
способность - способность развивать зародыши, или зёрна, иначе получаемые,
относительно готовые (то есть даваемые откровением, получаемые верой)...
Герцен А.И. Былое и думы // Герцен А.И.
Сочинения: в 4 т. Т.2. М., 1988. С. 33-36, 99-119.
|