Военная
доктрина-2000 — по существу, первый
полномасштабный официальный документ такого рода, принятый за всю историю России. В дореволюционную
эпоху он заменялся анализом военно-политической обстановки на вероятных театрах
военных действий, проводимым Генеральным штабом.
В период,
предшествующий Второй мировой войне, военную доктрину пытались сформулировать
М. Фрунзе, А. Свечин, М. Тухачевский. Однако, в условиях культа личности
Сталина военно-теоретические дискуссии на эту тему оказались безрезультатными.
В послевоенные годы военно-доктринальные взгляды в СССР выражались в
Постановлениях ЦК и Политбюро ЦК КПСС, которые имели секретный характер. На заседании Политического
консультативного комитета Организации Варшавского договора в Варшаве 28 мая 1987 г. был принял последний
документ из этой сериии. В целом, военно-доктринальные взгляды советского
периода строились на критериях ракетно-ядерной конфронтации со странами Запада.
Принятые Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. "Основные положения
военной доктрины РФ” во многом продолжали предшествующую военно-политическую
линию. Однако, были заметны попытки нивелировать "Основные положения” под новый
идеологический тезис о том, что Россия не имеет врагов.
Военную
доктрину—2000 можно рассматривать как развитие Концепции национальной
безопасности РФ, принятой Указом президента РФ от 10 января 2000 г. в части, касающейся
обеспечения военной безопасности.
Обеспечение
военной безопасности
<…> Российская
Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте
строительства демократического правового государства, осуществления
социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного
партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных
отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы
международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Российская Федерация:
- исходит из
непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права,
которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;
- сохраняет статус
ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или )
союзников;
- проводит совместную с
Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в
области военного строительства, развития вооруженных сил государств —
участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по
поддержанию обороноспособности Союзного государства;
- придает приоритетное
значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества
Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной
безопасности. <…>
Военная безопасность
Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее
распоряжении сил, средств и ресурсов.
В современных условиях
Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом,
способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору
(государству либо коалиции государств) в любых условиях.
При этом ядерное
оружие, которым оснащены Вооруженные силы РВ рассматривается Российской
Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности РФ
и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.
Российская Федерация
оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование
против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового
уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением
обычного оружия в критических для национальной безопасности РФ ситуациях
<…>
Руководство
военной организацией государства
Руководство
строительством, подготовкой и применением военной организации государства,
обеспечением военной безопасности РФ осуществляет Президент Российской
Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
Правительство РФ
организует оснащение Вооруженных Сил РФ и других войск вооружением, военной и
специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и
услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории
РФ в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению
военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной
безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.
Предприятия,
учреждения, организации, общественные объединения и граждане РФ участвуют в
обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным
законодательством.
Управление Вооруженными
Силами РФ и другими войсками осуществляют руководители соответствующих
федеральных органов исполнительной власти.
Министерство обороны РФ
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, разработку концепций
строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику
<…>
Основы
применения вооруженных сил Российской Федерации и других войск
Российская Федерация
считает правомерным применение Вооруженных Сил РФ и других войск для отражении
агрессии против нее.
Вооруженные силы РФ и
другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных
действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и
неприкосновенности территории РФ, для выполнения задач в соответствии с
международными договорами РФ и для выполнения других задач в соответствии с
федеральным законодательством.
Цели применения
Вооруженных Сил РФ и других войск:
— в крупномасштабной
(региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой,
коалицией государств) — защита независимости и суверенитета, территориальной
целостности РФ и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения
агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и ее
союзников; <…>
— в локальных войнах и
международных вооруженных конфликтах — локализация очага напряженности,
создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для
принуждения к их прекращению. <…>
Независимое военное
обозрение. 2000. 28 апр. — 10 мая. № 15
(188). |