<…> Поистине сама
история возвратилась "на круги своя”, когда Президенты Белоруссии и России
подписали договор о новой форме союза двух государств, а несколькими днями
раньше было подписано соглашение об углублении интеграции между Белоруссией,
Казахстаном, Киргизией и Россией. После нескольких лет ослепления, подвигшего
народы бывшего Советского Союза возвести между собой искусственные барьеры, они
вновь со всей очевидностью осознали, что необходимо именно вместе созидать свою
жизнь, преодолевая многие трудности и опасности. Примечательно, что объединительные
процессы сегодня не встречают сколь-нибудь мотивированного отвержения, и никто
из здравомыслящих политиков любой ориентации не предлагает этим процессам
альтернативы. Общество пришло к осознанию того, что всегда понимала Церковь:
разделение есть грех, какими бы прагматическими соображениями оно ни
оправдывалось.
Вполне понимая, что
распад Советского Союза стал следствием и тоталитарной национальной политики,
основанной к тому же на воинственном безбожии, не могу не сказать, что
произошедшее между нами разделение для абсолютного большинства жителей стран
Содружества было и остается чем-то глубоко непонятным и противоестественным,
ибо прошло через каждый народ, через многие семьи, через родственные связи,
через общую веру, общую культуру, общую историю, общее хозяйство, а в конечном
счете — и через сердца людские. Вот почему с совершенно особым волнением стоял
я 2 апреля на Соборной площади Кремля, сознавая, что подписи руководителей
России и Белоруссии разрушают стену между двумя народами. Дай Бог, чтобы
начатый объединительный процесс не останавливался, чтобы вовлек в себя как
можно больше народов, объединенных одной исторической судьбой и уже в силу
этого долженствующих жить вместе и сообща трудиться как на взаимное благо, так
и на благо всех народов Европы, Азии и мира.
Конечно, нарождающееся
новое объединение останется трагически незавершенным, покуда не восполнится
волей к интеграции со стороны единокровного и единоверного народа Украины.
Многие данные свидетельствуют, что в большинстве своем граждане этой страны
такую волю уже проявляют. Однако, очевидно, что согласия по этому вопросу в
украинском обществе нет. Это усугубляется и церковным расколом, порожденным
действиями политиков-националистов, в том числе прежним руководством страны. И
дабы стремление к единству завоевало уважение подавляющего большинства
украинского народа, равно как и других народов стран Содружества, необходимы
самые твердые гарантии того, что оно никогда не приведет к пагубной практике
подавления одного народа другим, которая, к сожалению, была свойственна
тоталитарному периоду нашей истории, а в чем-то имеет и более глубокие корни.
Сотрудничество народов должно быть плодом взаимного самопожертвования ради
общего будущего, ради грядущих поколений. Стремление к единству должно быть
только обоюдным, только нацеленным на равноправие, только сопряженным с
аскетическим отказом от всякой попытки определить в этом процессе роль наций
более мощных, высокоразвитых, "цивилизованных” и в силу этого имеющих некие
особые права. Сближение народов станет нашим экзаменом на преодоление
националистических крайностей, на способность к общенациональному смирению и
покаянию, на готовность братски помогать друг другу, отбросив вековые
предубеждения, и тем исполнить закон Христов.<…>
Другой проблемой, пусть
менее известной, но продолжающей глубоко ранить сердца православных христиан,
остаются гонения на каноническую Православную Церковь в Эстонии. Не каждому
легко разобраться в хитросплетениях возникшего на близкой мне земле
церковно-административного и юридического конфликта. Впрочем, суть его очень
проста: верующие, своими руками создавшие храм или получившие его в наследство
от предков, почитающие его как святыню и место присутствия Божия, — лишаются
всяких прав на храмовое здание только потому, что отказываются порвать духовную
связь с Матерью-Церковью — Московским Патриархатом — и перейти под юрисдикцию
Константинопольского Патриарха, вероломно объявившего Эстонскую Церковь
подчиненной его власти и разрушившего тем самым основы общения между Константинопольской
и Русской Церквами. Крайне несправедливое, угнетенное положение верующих
канонической Церкви возникло потому, что эстонские власти решили любой ценой
отторгнуть православную паству "от Москвы”, даже не задумываясь над тем, что
это противоречило и до сих пор противоречит воле абсолютного большинства
православных жителей Эстонии.
Вмешательство
государства в дела Церкви никогда не приносит пользы — мы слишком хорошо знаем
это из недавнего опыта. Сейчас немудрые действия власти и использованные ею амбиции
Константинополя привели Эстонию, где всегда мирно жили христиане разных
исповеданий, на грань религиозного конфликта. Выход из сложившейся ситуации
только один — предоставление церковным общинам твердого права на созданные ими
и исторически им принадлежащие храмы и святыни. <…>
Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II.
Россия. Духовное возрождение.
М., 1999. С. 128 – 131. |