Суббота, 05.12.2020, 11:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ » Дополнительные материалы к уроку

Статья "Откуда взялась калита у Ивана Калиты?"

Откуда взялась калита у Ивана Калиты?

Получив от своего отца, князя Даниила Александровича третьестепенное Московское княжество, Иван Данилович (Калита) сумел основательно расширить свои владения и привлечь в Москву массу способных и энергичных служилых людей. Он уговорил митрополита Петра перенести митрополию из Владимира в Москву, сделав этот город церковной столицей всей Руси.
Как же удалось Ивану Калите добиться таких выдающихся успехов в государственном строительстве?Большинство историков дают на этот вопрос, следующий ответ: Иван Данилович втерся в доверие к хану,  и тот даровал ему право собирать русскую дань для татар. Но хитрый московит отсылал хану не всю дань, часть ее он присваивал и за счет этого и накопил те огромные средства, на которые прикупал соседние земли  и нанимал служилых людей.Отсюда вытекает вопрос: Откуда в бедном княжестве могла взяться такая дань, что даже утаенной части ее оказалось достаточно для создания мощного по тем временам государства? Ведь в московских пределах не было ни золотых, ни алмазных копей; в окрестных лесах не добывалась особо ценная пушнина; в садах и огородах не произрастали пряности и диковинные фрукты; город находился в лесной глуши вдали от тогдашних торговых путей. Да и с какой стати татарский хан отдал бы право сбора дани московскому в обход владимирского, более влиятельного и могущественного?Чтобы правильно понять условия, в которых оказалось Московское княжество в начале XIV века, необходимо рассмотреть некоторые предшествующие события русской и европейской истории.В 1263 году умер великий князь Владимиро-Суздальский Александр Невский. После него осталось четыре сына: Дмитрий, Андрей, Иван и Даниил, которому в день смерти отца исполнился всего год. Именно ему досталось в удел Московское княжество, которое должно было разделить печальную судьбу своего нового владетеля- изгоя … Изгоями в древней Руси называли, вышедших из своего социального состояния и вследствие этого лишившихся сословной защиты. В изгои попадали выкупившиеся на свободу холопы, дети священников, не одолевшие грамоты, обанкротившиеся купцы. Опадали в ту категорию и княжеские сыновья, не достигшие совершеннолетия к моменту смерти отца. Покровительство над всеми этими людьми брала на себя церковь.Так получилось, что князь Даниил вместе со своим незавидным княжеством попал под опеку Русской православной церкви и под юрисдикцию ее церковного суда. И это оказалось неожиданным благом для Москвы!В ту пору Русская православная церковь занимала совсем иное положение, чем при царях московских. Она не зависела от княжеской власти, имела обширные земельные владения и даже свои вооруженные силы. Более того, как организация, не зависящая от светских правителей и проводимой ими политики, православная церковь не платила Золотой Орде той дани, которую обязаны были платить князья! Отойдя по завещанию Александра Невского к его младшему сыну-изгою, Москва выпала из сферы влияния Владимиро-Суздальского княжества и стала пользоваться теми же привилегиями, что и церковь, в частности перестала платить татарам дань.Другое важное следствие перехода в удел Даниилу – княжество стало притягательным центром вообще для всех изгоев, в частности для четвертых сыновей бояр и дворян, получавших из отчего достояния только «конь, доспех и покрут» и для младших сыновей знатных иностранцев. И всех их привечал Даниил Московский, которому «били челом в службу мужи славные и нарочитые со всех стран, особливо римских».Таким образом, покровительство церкви сыграло в истории возвышения Москвы едва ли не главную роль. Оно создало условия для притока энергичных и способных людей со всех русских земель и из-за рубежа. Для них в пределах Московского княжества возникла своеобразная резервация – царство обездоленных, управляемое таким же изгоем, как они – четвертым сыном Александра Невского. Не случайно Москву называли иногда «Новым Иерусалимом – царством Божиим на земле».Для возвышения Москвы требовались еще огромные денежные средства. И они появились в начале XIV века.В Западной Европе в средние века вопрос об устройстве четвертых сыновей стоял так же остро, как и у нас. И там тоже было создано для них свое государство, только не на европейских землях, а в Палестине. Они составляли основу духовно-рыцарских орденом. Одним из первых духовно-рыцарских орденов в Святой Земле был орден Тамплиеров, созданный в 1115 году. Орден Тамплиеров отличался от других орденов тем, что он был не столько военной, сколько финансовой организацией. Основным  занятием храмовников стало ростовщичество. Пока тамплиеры крепили материальное благополучие своей организации в Европе, рыцарское государство в Палестине клонилось к распаду. Под нажимом арабов в 1187 году пал Иерусалим. Какая может быть связь между этими событиями в Святой Земле и возвышением Москвы? Оказывается, связь есть.Вскоре после падения рыцарского королевства в Палестине, а именно в 1307 году, в Париже начался процесс над тамплиерами. Процесс закончился в 1312 году. Орден объявили упраздненным, а его руководство во главе с великим магистром Жаком де Молле приговорили к сожжению на костре. Тамплиеры вовремя сумели спрятать свои сокровища. Куда девалось золото тамплиеров, не установлено до сих пор. По сей день историки и кладоискатели ищут его следы. А найти его, пожалуй, не так-то уж и сложно. Надо лишь поискать, где после упразднения ордена появились ни с того ни сего большие количества золота. Оказывается, таких мест было два – Англия и Москва.В начале XIII века орден тамплиеров достиг вершины своего могущества. Его госпитали и земельные владения были рассеяны по всему тогдашнему миру.   Резиденции рыцарей-банкиров находились не только в столице Батыя Сарае, но и в административном центре монгольской империи Карракоруме. Представительства тамплиеров были во всех европейских странах, в том числе и на Руси, в частности в Москве. Будущая столица русского государства служила своего рода перевалочной базой тамплиеров. Здесь хранились крупные суммы денег, предназначенные для финансовых операций в восточно-европейском и азиатском регионах.Предвидя разгон ордена, тамплиеры переправили золото из французской штаб-квартиры и из европейских отделений в Англию. Деньги же восточно-европейских и азиатских отделений они стянули в Москву. Русские летописи хранят немало примеров ввоза в Москву значительных ценностей. После разгрома ордена в Западной Европе все сосредоточенные в Москве тамплиерские ценности были переданы ее правителям. Тамплиеры понимали: только Москва могла на своих землях дать убежище гонимым рыцарям. Ведь именно здесь благодаря покровительству церкви привечали изгоев – всех «лишних людей» средневековья. Кроме того, Московское княжество исповедовало православие и не подчинялось римскому первосвященнику. Перебравшись в Москву, тамплиеры становились недоступными для агентов Ватикана. Таким образом, рыцари - банкиры профинансировали государство, в котором позднее обосновались и потом и ассимилировались. Прибытие множества тамплиеров в Москву после суда над орденом  косвенно подтверждается и русскими летописями. В них говорится, что с 1312 года начался массовый приезд служилых людей в Москву из Золотой Орды и Литвы! Исход из Золотой Орды объясняли тем, что великий хан Узбек принял ислам, и те, кто не последовал его примеру, будто бы вынуждены отъехать в Москву.А кто ехал в Москву из Литвы?В папской булле о роспуске тамплиеров указывалось. Что обширные литовские земельные владения, принадлежавшие им, должны перейти в собственность немецких духовно-рыцарских орденов. Естественно,  тевтонцы просто выгнали тамплиеров с их земель, и тем пришлось безропотно отправиться в подготовленную к их приему Москву.Тамплиеры проложили дорогу в Московское княжество множеству европейских изгнанников. По проторенной ими дорожке в московскую землю в 1522 году притекли тевтонцы, не пожелавшие жить под властью Польши; в 1567 году так же поступили ливонские рыцари. Двести лет спустя, в 1791 году Россия приняла гонимых во всей Европе иезуитов, а в 1798-м стала прибежищем мальтийских рыцарей-госпитальеров. Тамплиеры, прибывшие в Москву при Данииле и его преемниках Юрии и Иване Даниловичах, внесли значительный вклад в создание единого русского государства. Именно золото тамплиеров – рыцарей Ордена Военных всадников – защитников Богородицы-девы Марии. Святого Георгия Победоносца – позволило московским князьям скупать земли соседних княжеств, содержать сильную дружину и финансировать борьбу против татаро-монгольского ига. 



Категория: Дополнительные материалы к уроку | Добавил: olimpiada (19.11.2010)
Просмотров: 2349 | Рейтинг: 5.0/1

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2020
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление