Откуда взялась калита у Ивана Калиты? |
|
|
Получив от своего отца, князя
Даниила Александровича третьестепенное Московское княжество, Иван Данилович
(Калита) сумел основательно расширить свои владения и привлечь в Москву массу
способных и энергичных служилых людей. Он уговорил митрополита Петра перенести
митрополию из Владимира в Москву, сделав этот город церковной столицей всей
Руси. |
Как же удалось Ивану Калите добиться таких выдающихся
успехов в государственном строительстве?Большинство историков дают на этот вопрос, следующий
ответ: Иван Данилович втерся в доверие к хану,
и тот даровал ему право собирать русскую дань для татар. Но хитрый
московит отсылал хану не всю дань, часть ее он присваивал и за счет этого и
накопил те огромные средства, на которые прикупал соседние земли и нанимал служилых людей.Отсюда вытекает вопрос: Откуда в бедном княжестве
могла взяться такая дань, что даже утаенной части ее оказалось достаточно для
создания мощного по тем временам государства? Ведь в московских пределах не
было ни золотых, ни алмазных копей; в окрестных лесах не добывалась особо
ценная пушнина; в садах и огородах не произрастали пряности и диковинные
фрукты; город находился в лесной глуши вдали от тогдашних торговых путей. Да и
с какой стати татарский хан отдал бы право сбора дани московскому в обход владимирского,
более влиятельного и могущественного?Чтобы правильно понять условия, в которых оказалось
Московское княжество в начале XIV века,
необходимо рассмотреть некоторые предшествующие события русской и европейской
истории.В 1263 году умер великий князь Владимиро-Суздальский
Александр Невский. После него осталось четыре сына: Дмитрий, Андрей, Иван и
Даниил, которому в день смерти отца исполнился всего год. Именно ему досталось
в удел Московское княжество, которое должно было разделить печальную судьбу своего
нового владетеля- изгоя … Изгоями в
древней Руси называли, вышедших из своего социального состояния и вследствие
этого лишившихся сословной защиты. В изгои попадали выкупившиеся на свободу
холопы, дети священников, не одолевшие грамоты, обанкротившиеся купцы. Опадали
в ту категорию и княжеские сыновья, не достигшие совершеннолетия к моменту
смерти отца. Покровительство над всеми этими людьми брала на себя церковь.Так получилось, что князь Даниил вместе со своим
незавидным княжеством попал под опеку Русской православной церкви и под
юрисдикцию ее церковного суда. И это оказалось неожиданным благом для Москвы!В ту пору Русская православная церковь занимала совсем
иное положение, чем при царях московских. Она не зависела от княжеской власти,
имела обширные земельные владения и даже свои вооруженные силы. Более того, как
организация, не зависящая от светских правителей и проводимой ими политики,
православная церковь не платила Золотой Орде той дани, которую обязаны были
платить князья! Отойдя по завещанию Александра Невского к его младшему
сыну-изгою, Москва выпала из сферы влияния Владимиро-Суздальского княжества и
стала пользоваться теми же привилегиями, что и церковь, в частности перестала
платить татарам дань.Другое важное следствие перехода в удел Даниилу –
княжество стало притягательным центром вообще для всех изгоев, в частности для
четвертых сыновей бояр и дворян, получавших из отчего достояния только «конь,
доспех и покрут» и для младших сыновей знатных иностранцев. И всех их привечал
Даниил Московский, которому «били челом в службу мужи славные и нарочитые со
всех стран, особливо римских».Таким образом, покровительство церкви сыграло в
истории возвышения Москвы едва ли не главную роль. Оно создало условия для
притока энергичных и способных людей со всех русских земель и из-за рубежа. Для
них в пределах Московского княжества возникла своеобразная резервация – царство
обездоленных, управляемое таким же изгоем, как они – четвертым сыном Александра
Невского. Не случайно Москву называли иногда «Новым Иерусалимом – царством
Божиим на земле».Для возвышения Москвы требовались еще огромные
денежные средства. И они появились в начале XIV века.В Западной Европе в средние века вопрос об устройстве
четвертых сыновей стоял так же остро, как и у нас. И там тоже было создано для
них свое государство, только не на европейских землях, а в Палестине. Они
составляли основу духовно-рыцарских орденом. Одним из первых духовно-рыцарских
орденов в Святой Земле был орден Тамплиеров, созданный в 1115 году. Орден
Тамплиеров отличался от других орденов тем, что он был не столько военной,
сколько финансовой организацией. Основным
занятием храмовников стало ростовщичество. Пока тамплиеры крепили материальное благополучие своей
организации в Европе, рыцарское государство в Палестине клонилось к распаду.
Под нажимом арабов в 1187 году пал Иерусалим. Какая может быть связь между этими событиями в Святой
Земле и возвышением Москвы? Оказывается, связь есть.Вскоре после падения рыцарского королевства в
Палестине, а именно в 1307 году, в Париже начался процесс над тамплиерами.
Процесс закончился в 1312 году. Орден объявили упраздненным, а его руководство
во главе с великим магистром Жаком де Молле приговорили к сожжению на костре. Тамплиеры вовремя сумели спрятать свои сокровища. Куда девалось золото тамплиеров, не установлено до сих
пор. По сей день историки и кладоискатели ищут его следы. А найти его, пожалуй,
не так-то уж и сложно. Надо лишь поискать, где после упразднения ордена
появились ни с того ни сего большие количества золота. Оказывается, таких мест
было два – Англия и Москва.В начале XIII века
орден тамплиеров достиг вершины своего могущества. Его госпитали и земельные
владения были рассеяны по всему тогдашнему миру. Резиденции рыцарей-банкиров находились не
только в столице Батыя Сарае, но и в административном центре монгольской
империи Карракоруме. Представительства тамплиеров были во всех европейских
странах, в том числе и на Руси, в частности в Москве. Будущая столица русского
государства служила своего рода перевалочной базой тамплиеров. Здесь хранились
крупные суммы денег, предназначенные для финансовых операций в
восточно-европейском и азиатском регионах.Предвидя разгон ордена, тамплиеры переправили золото
из французской штаб-квартиры и из европейских отделений в Англию. Деньги же
восточно-европейских и азиатских отделений они стянули в Москву. Русские
летописи хранят немало примеров ввоза в Москву значительных ценностей. После разгрома
ордена в Западной Европе все сосредоточенные в Москве тамплиерские ценности были
переданы ее правителям. Тамплиеры понимали: только Москва могла на своих землях
дать убежище гонимым рыцарям. Ведь именно здесь благодаря покровительству
церкви привечали изгоев – всех «лишних людей» средневековья. Кроме того,
Московское княжество исповедовало православие и не подчинялось римскому
первосвященнику. Перебравшись в Москву, тамплиеры становились недоступными для
агентов Ватикана. Таким образом, рыцари - банкиры профинансировали государство,
в котором позднее обосновались и потом и ассимилировались. Прибытие множества тамплиеров в Москву после суда над
орденом косвенно подтверждается и
русскими летописями. В них говорится, что с 1312 года начался массовый приезд
служилых людей в Москву из Золотой Орды и Литвы! Исход из Золотой Орды
объясняли тем, что великий хан Узбек принял ислам, и те, кто не последовал его
примеру, будто бы вынуждены отъехать в Москву.А кто ехал в Москву из Литвы?В папской булле о роспуске тамплиеров указывалось. Что
обширные литовские земельные владения, принадлежавшие им, должны перейти в
собственность немецких духовно-рыцарских орденов. Естественно, тевтонцы просто выгнали тамплиеров с их
земель, и тем пришлось безропотно отправиться в подготовленную к их приему
Москву.Тамплиеры проложили дорогу в Московское княжество
множеству европейских изгнанников. По проторенной ими дорожке в московскую
землю в 1522 году притекли тевтонцы, не пожелавшие жить под властью Польши; в
1567 году так же поступили ливонские рыцари. Двести лет спустя, в 1791 году
Россия приняла гонимых во всей Европе иезуитов, а в 1798-м стала прибежищем
мальтийских рыцарей-госпитальеров. Тамплиеры,
прибывшие в Москву при Данииле и его преемниках Юрии и Иване Даниловичах,
внесли значительный вклад в создание единого русского государства. Именно
золото тамплиеров – рыцарей Ордена Военных всадников – защитников
Богородицы-девы Марии. Святого Георгия Победоносца – позволило московским
князьям скупать земли соседних княжеств, содержать сильную дружину и
финансировать борьбу против татаро-монгольского ига. |
|
|