Цель
урока: познакомить учащихся со следующим этапом развития первобытного
человека, дать представление об изменении облика людей, их расселении и
занятиях.
Основное
содержание: появление человека современного вида, род и племя, изменения
орудий труда, занятий, жилищ
Основные
понятия: кроманьонец, род, племя, родовой строй
Оборудование урока: физическая карта полушарий.
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Появление человека современного вида.
3. Род и племя.
4. Оружие и инструменты человека современного вида. Занятия и жилище.
Первый этап урока
А) Фронтальный опрос:
1. Объясните слова: первобытный
человек, эволюция, палеолит, человеческое стадо, собирательство, орудие труда.
2. Где жили первобытные люди?
Когда появился первобытный человек?
Б) Развернутые ответы:
- Заполните пустые
места схемы (возможен вариант заслушивания данного задания последним как
вывода об эволюции человека)
- Как назвали древнейшего человека?
Труд каких ученых позволил нам получить представление о древнейших
людях?
Опишите облик древнейших людей.
Что является главным отличием человека от обезьян?
3. Расскажите о
трудовой деятельности первобытного человека (орудия труда, занятия).
4. Какую роль в
эволюции человека сыграли огонь и коллектив?
Второй этап урока
Учитель рассказывает детям, что в результате длительного
воздействия природы на человека, а также рудовой деятельности и коллективных
форм жизни коло 40 тыс. лет назад появился человек современного вида. Чем
он отличается от древнейшего человека, где он жил, как вменились его орудия
труда, его образ жизни — на эти вопросы учащимся предстоит ответить в ходе
урока.
Ученики работают с иллюстрацией учебника на . 11 «Эволюция первобытного
человека».
Задание: описать
внешний вид кроманьонца. Сравнить с первобытной обезьяной и питекантропом.
География
расселения кроманьонцев.
Третий этап урока
Чтение раздела «Род и племя» стр 12
Беседа по вопросам:
- Что такое
«родовая община»? (коллектив, кровные родственники – из текста )
- Что было общим в
таком коллективе?
- Что такое племя?
- Почему это время
считается важнейшим этапом в жизни первобытного человека?
Родовой
строй – период, когда первобытный человек жил родами и племенами.
Четвертый этап урока
Работа по рядам:
Работа с иллюстрациями стр 11,12, 13 – Перечислите орудия труда,
которые использовали кроманьонцы. Из чего они изготавливались? (отметить
возросшие умения кроманьонца)
Работа с иллюстрациями стр. 12, 13, 14 – Перечислите основные
занятия кроманьонцев. Как вы думаете, почему они меньше питекантропов страдали
от голода?
Работа с иллюстрациями стр. 13, 14 – Опишите жилища кроманьонцев
Закрепление: Повторение понятий
Домашнее задание: § 2,
вопросы |