«Труд
избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды»
Вольтер (1694 – 1774г.г). французский писатель,
философ – просветитель
Цели урока:
Образовательная:
· сформировать начальные знания
особенностей трудового права, научить работать с нормативно-правовыми
документами.
·
Сформировать
начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и
работодателя;
·
научить
адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью
предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;
Развивающая:
·
развить
логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.
·
сформировать умения
работать и анализировать нормативно-правовые документы,
·
грамотно реализовывать
на практике свои конституционные права.
Воспитательная:
·
повысить уровень
правовой грамотности и культуры несовершеннолетних,
·
воспитать
уважение к праву;
·
сформировать
представление о культуре труда;
·
сформировать активную жизненную
позицию учащихся.
Основные понятия:
Право; трудовое право; правоотношения;
субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.
Межпредметные связи:
·
основы правоведения.
Оборудования и материалы:
компьютер,
мультимедийная установка, доска, опорный конспект, нормативно-правовые
документы, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями,
вспомогательный материал (жетоны для определения лучшей команды, надписи
команд, фанты-задания, песочные часы, вопросы в электронном варианте,
аудиозапись)
План урока
ПЛАН
(на доске):
I)
Трудовые
правоотношения
II)
Источники
трудового права
III)
Субъекты
трудового права
IV)
Права
и обязанности работника и работодателя.
V)
Трудовые
правоотношения несовершеннолетних.
Ход урока
1.
Организационный
момент. Сообщение темы урока.
Учитель.
Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока
«Трудовые правоотношения».
2.
Основная
часть.
2.1 Беседа.
Учитель:
Сегодняшняя тема урока продолжает изучение курса обществознание, в частности
раздела «Право». Для лучшего усвоения нового материала, предлагаю вспомнить из
ранее изученного и пройденного материала ключевые понятия и определения.
Внимание на экран. (Слайд 1. На экране высвечиваются несколько вопросов.
Ребятам дается 1 минута для их запоминания.) Предлагаю вам немного поиграть.
Ученикам на разносе предлагаются для ответов карточки с вопросами.
Ученики:
Ответы
Учитель:
На доске выписаны термины, очень часто вы их слышали от родителей, учителей, из
СМИ (термины). Я предлагаю вам разобрать их содержание? (термины и определения)
Ученики:
Высказывают свое мнение, рассуждают.
Учитель.
Итак, обобщая ваши ответы, и изученные
ранее темы мы запишем определение
«Трудовое
право» - отрасль российского права, регулирующая
правоотношения между работником и работодателем
и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых
отношения и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и
ответственность за их нарушение.
Учитель:
Каждая отрасль права (слайд 2 «Отрасли права») имеет субъектов права. В
трудовом праве это работник и работодатель. И соответственно субъекты права
будут иметь определенные права и обязанности. Откройте папки «Извлечения из
Трудового кодекса» пожалуйста (_______)имя, что говориться в статье (указать ребенку статью для работы) .Спасибо.
Хорошо.
А
какими же правами и обязанностями будет обладать работодатель. (Имя)
пожалуйста,
Учитель:
Нормы права содержатся в источниках права. Основными источниками трудового
права являются (слайд «Источники ТП»)
Ученики.
Ответы учеников (фронтальный опрос)
Учитель:
Многие из вас планируют на летних каникулах трудоустроиться и заработать денег.
Скажите есть среди вас желающие?
Ученики:
Ответы.
Учитель:
А где именно?
Ученики:
Ответы.
Учитель.
Для того чтобы ваша работа была сточки зрения закона правильна и принесла
радость за труд и полученную зарплату, следует знать следующее. (Слайд «Труд
несовершеннолетних»)
И
будучи работниками, следует помнить о рабочем времени (Слайд «Рабочее время» и времени
отдых (отдых это – (слайд «Время отдыха»).
Предлагаю
и нам сделать перерыв, ведь учебная деятельность – это тоже работа. Физкульт
минута (музыкальный фрагмент) «Производственная гимнастика»
Учитель:
И вот еще что вы должны знать и, не стесняясь просить, а иногда в тактичной
форме и потребовать. Трудовой договор (слайд «Трудовой договор» ) И конечно же
трудовая книжка в которой содержится информация о трудовой деятельности
работника за весь период его работы. (Демонстрация трудовой книжки)
Наш урок подходит к концу. Я очень
надеюсь, что полученная информация вам пригодится, и как говорят мудрые:
«Предупрежден, значит вооружен», а мы закрепим изученное. Работа с тестами (2
мин). А теперь проверим ответы (на экране правильные ответы и баллы).(тесты
учитель может составить опираясь на Трудовой кодекс и учебник).
И
предлагаю вам немного поиграть команда «Работодатель» и команда «Работник». Задание: команда «Работодатель»
в течение 1 минуты составляет требования для несовершеннолетних работников, а
команда «Работник» после полученной информации предлагает свои условия, на
которые смогут выполнить предложенную работу» 1 минута.
3.Итог
урока.
Учитель:
Итак, подведем итог нашего урока в виде рефлексии, т.е. дадим ему объективную
оценку. (Высказываются ученики, учитель). Через пару минут прозвенит звонок минут.
Раздаточный материал по теме остается у вас. И хочу задать вам вопрос: почему
же эпиграфом урока были слова французского писателя, философа Вольтера «Труд
избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды» Домашним
задание будет: написать эссе по эпиграфу к нашему уроку. Всем спасибо, до
свидания.
Презентация к уроку
|