Эта игра формирует одно из важных дидактических умений -
умение составлять конспект. Как известно, конспект - это краткое изложение
материала. Во-первых, нужно научиться сокращать слова, выделять главное и опускать
второстепенное; во-вторых, необходимо научиться расшифровывать конспект, т.е.
из краткой записи восстановить полный текст, максимально приближенный к
исходному материалу.
Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с
сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам
необходимо восстановить текст. Приведем несколько вариантов игровой задачи:
«Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние
(старые) листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись
или выцвели. Вам надо восстановить текст».
Или: «Перед вами зашифрованный текст. Какие-то слова
сокращены, некоторые пропущены. Вам нужно из минимального текста сделать максимальный».
Или: «Представьте себе, что вы на экзамене. У вас вопрос,
который вы недостаточно знаете. Но вот к вам попала спасительная шпаргалка.
Ваша задача все расшифровать и сделать из короткого несвязного текста сделать
длинный и связный».
Игра может проходить по группам или индивидуально.
Например, один из вопросов темы «Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.»
в VIII классе (§22 учебника: Зырянов П.Н. История России. XIX век. М., 1994.
С.147-148) о формировании российско-китайской границы зашифрован в нижеприведенной
записи:
«Р.: нет границы на Дальн. Востоке. 1849-55 - уточнены,
карты р-на Амура и Уссури > встал ? о Р.-кит. границе. 1858 г. Айгунь -
заключ. дог-р о Р.-кит. границе / по р. Амур до впадения р.Уссури/, 1860 -Пекин
- заключ. дог-р: Уссур. край (Приморье) за Р. 20.06.1860 - бухта Золотой Рог
-осн. г. Владивосток».
Когда игра проходит в первый раз, необходимо показать, что
значит расшифровать его. Например, в данном тексте учитель показывает пример
расшифровки, высказывая вслух размышления по поводу первого предложения: «Р.:
нет границы на Дальн. Востоке.» Р. - это сокращенная запись слова Россия. Если
мы просто уберем в этом предложении сокращения, то получится: «Россия: нет
границы на Дальнем Востоке». Но мы так обычно не говорим. Надо согласовать
падежи. «У России не было границы на Дальнем Востоке». Хорошо бы если предложение
содержало более полную информацию. Мы можем рассуждать следующим образом: Россия
существует уже долгие годы, а границы на Дальнем Востоке еще нет. Таким образом
получается: «Долгое время у России не было границы на Дальнем Востоке». Или:
«За долгое время существования России, даже к середине XIX в. официальной
границы на Дальнем Востоке между Россией и Китаем не существовало». Так и
запишем. Но у каждого из вас может получиться свой вариант. Совсем не
обязательно такой. А теперь продолжайте работу самостоятельно.
При проверке работ учителю целесообразно ознакомить ребят с
интересными вариантами разных предложений. Проведение этой игры готовит
учащихся к игре противоположного значения: зашифровать текст, сократить слова
и мысли насколько .это возможно, но так, чтобы по нему можно было бы
воспроизвести первоначальный вариант, т.е. по существу организуется собственно
работа по составлению конспекта. Однако, выполняя ее в форме игры, школьники
проявляют максимум заинтересованности, внимательности, творчества, что
приводит к большей успешности не только в усвоении материала, но и в развитии
умений.
|