Учитель заранее подготавливает несколько листов с текстом №1
(без ошибок) по изучаемой теме, а также столько же листов с подобным текстом
№2, в котором нарочно сделаны ошибки (примеры текстов помещены ниже). Ребята
могут работать с ними как индивидуально, так и разбившись на пары или на
группы по 4 человека (2 парты объединяются). Учитель объясняет суть игры: «Ребята,
у каждого из Вас (у каждой группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны
внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу Вам дается 10 мин. За
это время каждый должен внимательно ознакомиться с содержанием. По усмотрению
учителя разрешается делать записи в тетради. Ровно через 10 мин. этот текст
будет собран, и Вы получите другие листы с похожим текстом. Только в нем будут
ошибки, которые Вам надо найти. Победит тот (та группа), кто правильно
обнаружит наибольшее количество ошибок. Итак, время пошло.
Работая с текстом №2 (с ошибками), ребята должны заполнить
табличку:
Ошибка Правильный вариант
1)
2)
Например, в IX классе, по теме «Образование и наука» (§31
учебника: Зырянов П.Н. История России. XIX век. М., 1994. С.198-201) по первому
вопросу могут быть использованы следующие два текста:
Текст 1 (без ошибок) Образование в России во второй половине
XIX века
Долгое время в России уровень грамотности народа был крайне
низким, что являлось наследием крепостной эпохи. В некоторых губернских и уездных
городах неграмотность достигала 70~80% • В деревне положение было еще хуже.
Развитие рыночных отношений остро поставило вопрос о начальном народном
образовании. Помимо государственных школ существовали земские, городские,
церковноприходские и воскресные школы начального образования. Уже к концу 90-х
гг. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов
учащихся. Основой среднего образования стала классическая гимназия, в
значительной мере оторванная от запросов жизни. С 1862 г. появились женские
гимназии. К. концу XIX в. на территории России существовали 81 мужская и 64 женских
гимназий. Действовали также неполные гимназии, называвшиеся прогимназиями.
Прочно вошел в историю печально известный циркуляр (особое распоряжение) о
«кухаркиных детях», ограничивающий поступление в гимназии «детей кучеров, прачек,
мелких лавочников и т.п.». Наряду с этим существовали реальные училища для
мальчиков из средних слоев населения, где делался упор на изучение физики,
химии и новых языков. Продолжился рост высшей школы. Число студентов в университетах
с 1862 г. да сер, 90-х гг. увеличилось втрое (в университеты имели право поступать
только выпускники гимназий). Го^ раздо медленнее, чем того требовала жизнь,
развивалось высшее техническое образование. В 60-х годах на общественные
средства были открыты консерватории в Петербурге и Москве. В отличие от
казенных учебных заведений, юноши и девушки обучались здесь совместно. В 1878
г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого
директора, историка К.Н.Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Так
было положено начало высшему женскому образованию в России.
Однако в отношении развития высшего образования
правительство вело осторожную политику, т.к. высшая школа была на подозрении
как очаг неистребимой "крамолы".
Текст 2 (с ошибками). Образование в России во второй
половине XIX века
Долгое время в России уровень грамотности народа был крайне
низким, что являлось наследием эпохи реформ. В некоторых губернских и уездных
городах неграмотность достигала 100%. В деревне грамотных было больше. Развитие
рыночных отношений остро поставило вопрос о начальном народном образовании.
Помимо государственных школ существовали земские, городские, церковно-приходские
и воскресные школы начального образования. Уже к концу 90-х гг. начальное
образование в сельской местности охватило несколько тысяч учащихся. Основой
среднего образования стал классический лицей, в значительной мере оторванный
от запросов жизни. С 1862 г. появились женские лицеи. К концу XIX в. на
территории России существовали 81 мужской и 64 женских лицеев. Действовали
также неполные лицеи, называвшиеся полулицеями. Прочно вошел в историю
печально известный манифест (особое распоряжение) о «дворничихиных детях»,
ограничивающий поступление в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников
и т.п.». Наряду с этим существовали профессионально-технические училища для
мальчиков из высших слоев населения, где делался упор на изучение литературы и
древних языков. Продолжился рост высшей школы. Число студентов в
университетах с 1862 г. до сер. 90-х гг. увеличилось вдвое (в университеты,
имели право поступать только выпускники лицеев). Гораздо медленнее, чем того
требовала жизнь, развивалось высшее техническое образование. В 60-х годах на
общественные средства были открыты консистории в Петербурге и Москве. Как и в
казенных учебных заведениях, юноши и девушки обучались здесь раздельно. В 1878
г. в Москве начали действовать Центральные женские семинарии. По имени первого
директора, декабриста К.Н.Бестужева-Рюмина их стали называть Бестужевскими.
Так было положено начало высшему женскому образованию в России. При этом в
отношении развития высшего образования правительство вело легкомысленную
политику, и таким образом высшая школа стала главным очагом неистребимой
«крамолы». |