«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед»,
«выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он
требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
В рамках образовательного учреждения чаще всего, мы можем услышать
понятие «учебный проект».
Учебный
проект – это организационная
форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия)
ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и
составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его
можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую,
творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Какие бывают
виды (типы) проектов?
Для типологии проектов предлагаются
следующие типологические признаки:
1.
Объект проектирования (А.Г. Раппопорт): морфологические;
социальные; экзистенциональные;
2.
Доминирующая в проекте деятельность (Е.С. Полат): исследовательские проекты; творческие проекты; ролевые, игровые проекты; ознакомительно-ориентировочные
или информационные проекты; практико-ориентированные (прикладные) проекты;
3.
Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной
области знания); межпредметный проект;
4. Характер
координации проекта: непосредственный
(жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника
проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
5. Характер
контактов: внутренние или региональные; международные;
6.
Количество участников проекта: индивидуальные; парные; групповые;
7.
Продолжительность проекта: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные.
Проекты могут быть разнообразными по форме:
анализ; атлас;бизнес-план; видеофильм; выставка; газета; действующая фирма; журнальный
репортаж; интервью; картина; костюм; макет;
музыкальное произведение;
оформление кабинета; публикация;рекламный ролик; рок-опера; спектакль; социологический
опрос; справочник; сценарий; телепрограмма; учебное пособие; урок; web-сайт и т.д.
Учебные проекты также подаются классификации.
Э. Коллингс выделял следующие виды
учебных проектов:
-
Проекты игр - детские занятия, непосредственной
целью которых является участие в групповой деятельности, как-то: различные
игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.
-
Экскурсионные проекты -
целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной
жизнью.
-
Повествовательные проекты - те,
разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в
самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня),
художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.
-
Конструктивные проекты - нацеленные на
создание конкретного, полезного продукта.
По мнению Н.Ю. Пахомовой,
классифицировать учебные проекты можно исходя из следующих типологических
признаков:
1.
По ведущей
деятельности: поисковый;
исследовательский; технологический; имитационный; конструирующий; творческий;
2.
По сфере
применения результатов: экологический; страноведческий; социологический; краеведческий;
этнографический; лингвистический; культурологический; маркетинговый; экономический;
шоу бизнес;
3.
По используемым
технологиям: мультимедиа;
телекоммуникационный; театрализация; использующий бумагопластику; использующий
лоскутную мозаику;
4.
По способам объединения
результатов на этапе презентации: мозаика; конференция; конкурс,
состязание, концерт; саммит;
5.
По
организационным формам проведения работы над проектом по отношению к предметной
урочной системе: урочный;
урочно-внеурочный; внеурочный; внешкольный;
6.
По видам
презентации: издательский;
инсценирующий; макетирующий; видео
демонстрирующий; компьтеро демонстрирующий; Интернет представительствующий;
7.
По составу
участников: одно
классный; меж классный; разновозрастный; общешкольный; межшкольный; международный.
К учебным проектам предъявляются
следующие требования:
1.
Работа
над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы – исследовательской, информационной, практической.
2.
Планирование действий по
разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная
разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с
указанием результатов, сроков и ответственных.
3.
Поиск информации, которая затем
обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Данный
этап включает в себя:
-
изучение
законодательной и нормативно-правовой базы проблемы;
-
социологические
опросы разных групп населения;
-
анализ
материалов средств массовой телекоммуникации;
-
встречи,
интервью с компетентными специалистами.
4.
Результатом
работы над проектом является его продукт,
который создается участниками проектной группы.
5.
Презентация и защита
готового проекта.
6.
Создание
проектной папки, в которой собраны
все рабочие материалы, в том числе
черновики, отчеты и др.
7.
Рефлексия.
Таким образом, любой проект, независимо
от типа, имеет одинаковую структуру (Таблица 1).
Таблица 1
Проект
|
Проблема
|
Конечный
продукт
|
Презентация
проекта
|
Обязательное требование: каждый этап над
проектом должен имеет свой конечный продукт!!!
Оценивание результатов проектной
деятельности учащихся всегда драматично и противоречиво.
Существуют разные варианты оценивания
проектов учащихся. Например, в рамках
программы Intel «Обучение для будущего» разработаны критерии оценивания отдельных
проектов (буклеты, публикации, информационные бюллетени, презентации, web-сайты), критерии
самооценки и взаимооценки проектов учащихся.
Наиболее
объективной считается рейтинговая оценка, которая в сумме равна: средняя (по
группе) + самооценка + оценка учителя. Такая система оценки позволяет ученику
быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при
оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает
объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.
Для получения дополнительной информации Вы
можете перейти по данной ссылке
https://skydrive.live.com/redir.aspx?cid=701ca3e395b44f70&resid=701CA3E395B44F70!9485&parid=701CA3E395B44F70!103&authkey=!AGipnmvRhzWKd90
Вы попадете в папку, в которой собраны
некоторые материалы по организации проектной деятельности.
Раппопорт А.Г. Границы проектирования./ Вопросы методологии, 1991. - №1.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках
иностранного языка.//Иностранные языки в школе, 2000. - №№ 2, 3.
Пахомова Н.Ю.
Учебный проект: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000; Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его
возможности. // Учитель, № 4, 2000.
Более подробную
информацию см.: Intel «Обучение для
будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.
пособие.- 5-е изд., Ипр.- М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция». 200
5.-368. + CD
|