|
Каталог статей
Исследовательская работа: "Христианские сюжеты в святочном фольклоре"
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Краснобогатырская средняя Общеобразовательная школа»
Районный конкурс исследовательских работ «С любовью к науке» на тему
«ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ В СВЯТОЧНОМ ФОЛЬКЛОРЕ»
Выполнила: Орлова Светлана Андреевна Учащаяся 8 класса МОУ «Краснобогатырская СОШ»
Руководитель: Плеханова Лилия Сергеевна Учитель истории
Введение
В настоящее время возращение к истокам, самобытности, традициям является важным и актуальным направление жизни общества. Святочный фольклор, который мы рассматривали в нашем исследовании, встречается в нашей жизни и сейчас – в период Святок. Эта тема настолько увлекательна, интересна и многогранна, что ей можно посвятить не одну исследовательскую работу. Но нам она интересна, с точки зрения, возможности проследить смешение христианских обрядов с народным фольклором, в котором присутствуют и языческие пережитки. А так же, песни – колядки являются важнейшим источником, из которых мы можем узнать о занятиях людей, их интересах и проблемах. Эту тему мы раскрыли на примере нашего края, что в дальнейшем позволит изучить данный обряд в наши дни, выявив изменения. Целью нашей работы стало: исследование такого вида святочного фольклора, как колядки, в которых мы выделяли сюжеты христианской религии, доказывая смешения православия и язычества. Определив цель исследования, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Рассмотреть основные сюжеты колядок; 2. Выявить направления и тематику святочных песен; 3. Доказать наличие слияния христианских сюжетов с языческими традициями. Основными источниками, для изучения этой темы были результаты фольклорных экспедиций по Владимирской области, материалы которых не единожды издавались. Что касается монографий и научных трудов, то мы опирались на работы Афанасьева А.Н., Чичерова В.И. и Рыбакова Б.А.
Календарная обрядность тесно связана с аграрным календарем, на формирование которого повлиял хозяйственный уклад древних земледельцев. В их верованиях особое значение придавалось временному периоду до и после зимнего солнцестояния (24-25 декабря), разделяющему завершение одного и начало другого земледельческого циклов. В русской традиционной культуре этот временной промежуток получил название Святок. Святки, святые дни, святые вечера – это двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Придя на Русь вместе с христианством, праздник Рождества Христова встретился с древнеязыческим праздником Коляды, праздником рождающегося солнца, который наши предки отмечали в зимний день солнцеворота. Именно от него ведет начало обычай колядования, с которого и начинаются Святки. Колядованием в основном занимались маленькие дети. Не исключено, что обряд этот вообще исключительно детский. На Владимирщине в XIX веке колядование было распространено практически во всех уездах. Вот наиболее типичные примеры колядок в плане сюжета, лексики и ритмического построения: Каракульки, каракульки, Вы где были? Коней пасли. А где кони? За воротами. А где ворота? Водой унесло. А где вода? Быки выпили, В овес ушли… (Муромский район) Коляда-моледа! – Запросила пирога У хозяина Ивана, У хозяюшки Прасковьи. Подарите не знобите Колядовщиков! У вас полным-полно Всяких снедовьев – На печном окошке Блин да лепешки. Подавайте, не ломайте, Только крошки подбирайте Колядовщичкам! (Гороховецкий район) В колядовании отчетливо видны аграрные мотивы – дети просят не просто съестное, а обрядовою еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных. Тетушка, матушка – Хлебца кусочек, Лучинки пучочек, Кокурочку с дырочкой, Пирожка с ночиночкой, Поросячью ножку Да жарену лепешку. Не подашь лепешки – Разобью окошки, Не подашь пирога – Разобью ворота! (Ковровский район) Помимо коляды существовал «таусень» или «овсень», их исполняли в канун Нового года дети, подростки, а в некоторых случаях и взрослые девушки. Целью этих песен – закличек было привлечение в дом благосостояния в новом году. В.И.Чичеров заметил, что во всех разновидностях слова «таусень» («овсень», «усень») корень тот же, что и в древнем названии января (просинец) – сень, (синь). Таким образом, таусень – обрядовая песня в месяце просинце. В отличии от колядок, они адресовались каждому члену семейства по отдельности, а в конце исполнялся «общий таусень». Товсень, Товсень, Думала Малашка. Шила рубашку Тоненько, беленько, Белешенная. (Меленковский район) На Владимирщине таусень широко бытовали в Судогодском, Меленковском, Муромском и Гороховецком районах. Еще одним видом святочного фольклора были песни виноградия ( с припевом «Виноградие красно-зелено») исполнялись в прошлом веке в канун Нового года, в так называемый «Васильев вечер». Древнерусское слово «винограды» - символ садового изобилия. Пели их взрослые девушки (иногда и молодые женщины), заходя в дома. Будущие свекрови среди песенниц выглядывали себе невесток. В виноградиях, таким образом, четко просматривается репродуктивная магия. На Владимирщине виноградия были записаны только в Муромском районе: У Спиридона, у света, три ключика текут: Виноградия красны – зелены! А первый ключ – зелено вино, А другой-то ключ – сладки меда, А третий-то ключ – свежа вода. Зелено вино пить хозяину, А сладки меда пить хозяюшке, А свежу воду пить добру коню.
Ну а что, касается христианских сюжетов в святочном фальклоре, то они проявляются в обряде христославия. Христославия являются такой же неотъемлемой частью Святок, как и колядки, и так же широко распространены (в отличии от таусеней и виноградий). Смысл христославий в возвещении о рождении Иисуса Христа и прославлении этого события (что следует из самогоназвания). Дети ходили по дворам и славили Христа, за что получали сладости. Тексты христославий довольно разнообразны: Рождество твое Христе Боже наш Воссияй миру, мир свет разума Небо звездой служащего И звездой луча пусть Тебе кланяется солнце правда Тебе видится с высоты и востока Господи слава тебе. (Юрьев-Польский район) Христос народился, весь мир просветился Небо ликует, земля рождествует, Ангелы славят, хозяина и хозяюшку прославляют. (Гусь – Хрустальный район) Данный обряд встречается в Киржачском, Меленковском, Суздальском, Гусь-Хрустальном, Муромском и Судогодском районах. Поэтому можно сделать вывод, что традиция славить Христа была широко распространена на владимирской земле. Чего не скажешь о прославлении Богоматери, данная традиция бытовала лишь в Судогодском районе. Богородица, ты же истинная. Породила Христа на плоть живота. - Подай, батюшка, подай, матушка. Я не для тебя подале, Для души спасенья, грехов избавленья. С праздником, хозявы! (Судогодский район) Заключение.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в святочном фольклоре Владимирской области христианские сюжеты в основной своей массе связаны с прославлением Христа. Тексты христославий широко распространены во Владимирском крае, однако в общей сумме текстов святочного фольклора преобладают нехристианские сюжеты, связанные с аграрной магией. Тем неменее, видно насколько тесно переплелись христианские сюжеты с традиционными языческими мотивами (аграрная тематика и прославление Христа). Сюжеты и цели святочных песен очень разнообразны, они отображают все сферы жизни общества (хозяйство, религия, создание семьи). Обратившись к данной теме, мы надеемся на возрождение и сохранение русских народных традиций. |
Категория: Детские проекты | Добавил: Лилия (16.07.2012)
| Автор: Плеханова Лилия Сергеевна E
|
Просмотров: 1900
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь
© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.
Конкурсы для учителей
Ваша статья в нашем сборнике
Сертификат о публикации
Электронное пособие по истории. 10 класс
|