Четверг, 28.03.2024, 17:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » ПРОЕКТЫ » Детские проекты

Исследовательская работа: "Христианские сюжеты в святочном фольклоре"
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Краснобогатырская средняя
Общеобразовательная школа»

Районный конкурс исследовательских работ
«С любовью к науке» на тему

«ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ В СВЯТОЧНОМ ФОЛЬКЛОРЕ»

Выполнила: Орлова Светлана Андреевна
Учащаяся 8 класса
МОУ «Краснобогатырская СОШ»

Руководитель: Плеханова Лилия Сергеевна
Учитель истории

Введение

В настоящее время возращение к истокам, самобытности, традициям является важным и актуальным направление жизни общества. Святочный фольклор, который мы рассматривали в нашем исследовании, встречается в нашей жизни и сейчас – в период Святок. Эта тема настолько увлекательна, интересна и многогранна, что ей можно посвятить не одну исследовательскую работу. Но нам она интересна, с точки зрения, возможности проследить смешение христианских обрядов с народным фольклором, в котором присутствуют и языческие пережитки. А так же, песни – колядки являются важнейшим источником, из которых мы можем узнать о занятиях людей, их интересах и проблемах. Эту тему мы раскрыли на примере нашего края, что в дальнейшем позволит изучить данный обряд в наши дни, выявив изменения.
Целью нашей работы стало: исследование такого вида святочного фольклора, как колядки, в которых мы выделяли сюжеты христианской религии, доказывая смешения православия и язычества.
Определив цель исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть основные сюжеты колядок;
2. Выявить направления и тематику святочных песен;
3. Доказать наличие слияния христианских сюжетов с языческими традициями.
Основными источниками, для изучения этой темы были результаты фольклорных экспедиций по Владимирской области, материалы которых не единожды издавались. Что касается монографий и научных трудов, то мы опирались на работы Афанасьева А.Н., Чичерова В.И. и Рыбакова Б.А.

Календарная обрядность тесно связана с аграрным календарем, на формирование которого повлиял хозяйственный уклад древних земледельцев. В их верованиях особое значение придавалось временному периоду до и после зимнего солнцестояния (24-25 декабря), разделяющему завершение одного и начало другого земледельческого циклов. В русской традиционной культуре этот временной промежуток получил название Святок.
Святки, святые дни, святые вечера – это двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Придя на Русь вместе с христианством, праздник Рождества Христова встретился с древнеязыческим праздником Коляды, праздником рождающегося солнца, который наши предки отмечали в зимний день солнцеворота. Именно от него ведет начало обычай колядования, с которого и начинаются Святки.
Колядованием в основном занимались маленькие дети. Не исключено, что обряд этот вообще исключительно детский. На Владимирщине в XIX веке колядование было распространено практически во всех уездах. Вот наиболее типичные примеры колядок в плане сюжета, лексики и ритмического построения:
Каракульки, каракульки,
Вы где были?
Коней пасли.
А где кони?
За воротами.
А где ворота?
Водой унесло.
А где вода?
Быки выпили,
В овес ушли…
(Муромский район)
Коляда-моледа! –
Запросила пирога
У хозяина Ивана,
У хозяюшки Прасковьи.
Подарите не знобите
Колядовщиков!
У вас полным-полно
Всяких снедовьев –
На печном окошке
Блин да лепешки.
Подавайте, не ломайте,
Только крошки подбирайте
Колядовщичкам!
(Гороховецкий район)
В колядовании отчетливо видны аграрные мотивы – дети просят не просто съестное, а обрядовою еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных.
Тетушка, матушка –
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с ночиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки –
Разобью окошки,
Не подашь пирога –
Разобью ворота!
(Ковровский район)
Помимо коляды существовал «таусень» или «овсень», их исполняли в канун Нового года дети, подростки, а в некоторых случаях и взрослые девушки. Целью этих песен – закличек было привлечение в дом благосостояния в новом году. В.И.Чичеров заметил, что во всех разновидностях слова «таусень» («овсень», «усень») корень тот же, что и в древнем названии января (просинец) – сень, (синь). Таким образом, таусень – обрядовая песня в месяце просинце.
В отличии от колядок, они адресовались каждому члену семейства по отдельности, а в конце исполнялся «общий таусень».
Товсень, Товсень,
Думала Малашка.
Шила рубашку
Тоненько, беленько,
Белешенная.
(Меленковский район)
На Владимирщине таусень широко бытовали в Судогодском, Меленковском, Муромском и Гороховецком районах.
Еще одним видом святочного фольклора были песни виноградия ( с припевом «Виноградие красно-зелено») исполнялись в прошлом веке в канун Нового года, в так называемый «Васильев вечер». Древнерусское слово «винограды» - символ садового изобилия. Пели их взрослые девушки (иногда и молодые женщины), заходя в дома. Будущие свекрови среди песенниц выглядывали себе невесток. В виноградиях, таким образом, четко просматривается репродуктивная магия. На Владимирщине виноградия были записаны только в Муромском районе:
У Спиридона, у света, три ключика текут:
Виноградия красны – зелены!
А первый ключ – зелено вино,
А другой-то ключ – сладки меда,
А третий-то ключ – свежа вода.
Зелено вино пить хозяину,
А сладки меда пить хозяюшке,
А свежу воду пить добру коню.

Ну а что, касается христианских сюжетов в святочном фальклоре, то они проявляются в обряде христославия. Христославия являются такой же неотъемлемой частью Святок, как и колядки, и так же широко распространены (в отличии от таусеней и виноградий).
Смысл христославий в возвещении о рождении Иисуса Христа и прославлении этого события (что следует из самогоназвания). Дети ходили по дворам и славили Христа, за что получали сладости. Тексты христославий довольно разнообразны:
Рождество твое Христе Боже наш
Воссияй миру, мир свет разума
Небо звездой служащего
И звездой луча пусть
Тебе кланяется солнце правда
Тебе видится с высоты и востока
Господи слава тебе.
(Юрьев-Польский район)
Христос народился, весь мир просветился
Небо ликует, земля рождествует,
Ангелы славят, хозяина и хозяюшку прославляют.
(Гусь – Хрустальный район)
Данный обряд встречается в Киржачском, Меленковском, Суздальском, Гусь-Хрустальном, Муромском и Судогодском районах. Поэтому можно сделать вывод, что традиция славить Христа была широко распространена на владимирской земле. Чего не скажешь о прославлении Богоматери, данная традиция бытовала лишь в Судогодском районе.
Богородица, ты же истинная.
Породила Христа на плоть живота.
- Подай, батюшка, подай, матушка.
Я не для тебя подале,
Для души спасенья, грехов избавленья.
С праздником, хозявы!
(Судогодский район)
Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в святочном фольклоре Владимирской области христианские сюжеты в основной своей массе связаны с прославлением Христа. Тексты христославий широко распространены во Владимирском крае, однако в общей сумме текстов святочного фольклора преобладают нехристианские сюжеты, связанные с аграрной магией. Тем неменее, видно насколько тесно переплелись христианские сюжеты с традиционными языческими мотивами (аграрная тематика и прославление Христа). Сюжеты и цели святочных песен очень разнообразны, они отображают все сферы жизни общества (хозяйство, религия, создание семьи).
Обратившись к данной теме, мы надеемся на возрождение и сохранение русских народных традиций.
Категория: Детские проекты | Добавил: Лилия (16.07.2012) | Автор: Плеханова Лилия Сергеевна E
Просмотров: 1900 | Рейтинг: 0.0/0

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2024
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление