Тема: Художественная
культура России
первой половины XIX века
Цели
урока:
·
создать у
учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой
создавались выдающиеся произведения; изучить творчество литераторов,
художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями
композиторов данного периода;
·
развивать навыки
самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на
основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
·
пробудить у
учащихся интерес к отечественной культуре.
Новые
понятия: романтизм,
ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, академизм, реализм, критический
реализм, классицизм.
Оборудование: репродукции картин художников первой половины XIX века; фотографии памятников архитектуры; портреты
деятелей культуры первой половины XIX века
и др. иллюстративный материал, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История
России XIX века» § 17, настенный календарь с событиями,
произошедшими 27 февраля в разные годы.
Предварительное
задание: при входе
в класс оторвать один листок от календаря.
Ход урока:
I. Оргмомент. Урок начинается
с установления контакта учителя с учениками. Учитель вспоминает о прекрасных
результатах, показанных классом на прошлом уроке. Учитель выражает надежду, что
ученики (следует перечень из имен особо активных
учащихся) будут так же, как и прежде креативны и работоспособны, и
желает остальным ученикам так же прославить свое имя на уроке наступающем.
II. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя: Ребята,
откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату 27 февраля 2011 г. При входе в
класс вы, наверное, заметили своеобразный настенный календарь, некоторые из вас
получили задание оторвать по одному листку от него. Сейчас давайте узнаем,
какими событиями был наполнен этот день – 27 февраля в разные годы. (Ученики
зачитывают записи на листках).
В мире всегда что-то меняется… Проходят эпохи,
разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у
человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые
жили и творили в то или иное время. (На доске) «Память – одно из самых благодатных
даров неба, - говорил Петр Ильич Чайковский. – Воспоминания, как луч света,
имеют свойства озарять произошедшее как раз настолько, что все худое не
замечается, что все хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка
в притягательности дней, давно ушедших. Сегодня я приглашаю вас совершить
путешествие в Россию XIX века.
(на
фоне музыки)
Погаси электрический свет,
Теплым воском пусть плавятся свечи,
Поплывем вспять течению лет
В чьи-то страсти, разлуки и встречи.
Мы откроем старинный сундук,
Пыль времен отряхнем мы с событий,
Чтоб забытый, таинственный звук
Из реки дней ушедших к нам вытек.
И в камине огонь затрещит,
Нам поведают сказки поленья…
XIX век к нам спешит,
Возвращая к ушедшим мгновеньям.
Л.
Рубальская. Во все времена.
XIX век… Его называют «золотым
веком» русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал
небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке,
живописи, архитектуре. Итак, запишите тему нашего урока: «Художественная
культура России первой половины XIX века». А сейчас я попрошу вас обратиться к вашему
опыту целеполагания на уроках. Давайте вспомним, о чем нужно спросить себя для
постановки цели? (Вспоминают: 1. Что мы сегодня все вместе узнаем? 2. Чему мы все вместе сегодня научимся? 3. Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?)
Отвечая на эти вопрос учеников, учитель сообщает:
1) узнать всем предстоит о российской культуре XIX века, изучить творчество литераторов, художников,
архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного
периода;
2) научиться еще одному способу групповой творческой деятельности –
составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров) готовые
сообщения на заданную тему;
3) каждому из
вас предстоит дать личную оценку
творчества видных деятелей культуры XIX века.
Но прежде чем совершить путешествие назад в
прошлое, нам необходимо подготовить экскурсоводов. Сейчас я предлагаю вам
разделиться на три группы: «Архитекторы», «Художники», «Литераторы». На столах
у вас имеется весь необходимый материал для подготовки обзорной экскурсии по
своему направлению. Не забудьте обратиться к материалу учебника § 12-13.
Воспользуйтесь всем этим и представьте нам направление культуры, которое вам
досталось.
Прошу в каждой группе
выбрать лексикографов, которые
помогут нам найти и усвоить новые понятия
и заполнят словарь урока на доске (на доске заполнить сводную таблицу):
в литературе – романтизм и
реализм;
в живописи – романтизм,
классицизм, бытовой жанр, критический реализм;
в архитектуре – классицизм,
Петербургский и Московский классицизм, ампир, русско-византийский стиль.
Также выберите в каждой
группе теоретика, который изложит
краткую характеристику своего направления культуры в данный период. Кроме того,
в группе должны быть биографы, в их задачу входит краткое
представление деятелей культуры своего направления. Старший в группе проследит за тем, чтобы команда подготовила
материал в соответствии с отведенным временем, т.е. на подготовительную работу
экскурсоводов отводится 7 минут, для выступления каждой группы – 5 минут, и
установит порядок выступления. Помогать при этом в подготовке каждого участника
будет выбранный консультант. Ребята,
необходимо помнить о том, что вы одна команда, работающая слаженно, дружно,
рационально использующая каждую минуту.
А пока вы будете работать в
группе, прозвучат произведения
выдающегося русского композитора «золотого века» Михаила Ивановича Глинки (показать
портрет) «Вальс-фантазия» и «Увертюра»
Группы готовят свои выступления.
Учитель: Время
для подготовки выступлений групп закончилось. Итак, я приглашаю всех вас, а
также присутствующих гостей посетить первый зал нашего воображаемого музея зал
архитектуры 1-й половины XIX века.
Экскурсию проводит группа «Архитекторов». Я прошу начать выступление теоретика,
затем лексикограф представит новые понятия, а за ним последует ответ биографов.
По окончании всего выступления консультант и старший группы могут сделать вывод
или дополнить сообщения. Пожалуйста, вам слово (выступает 1-я группа).
Учитель благодарит первую группу и учеников,
выступивших от ее имени, и отмечает важность выводов и комментариев и
приглашает в зал живописи.
Выступление группы «Художников».
Учитель благодарит вторую группу и отмечает простоту и
непреложность вывода, а также то обстоятельство, что он в точности следует за
материалом учебника. Что касается комментария, то учитель отмечает его
несколько искусственный характер, связанный с прямым цитированием материала из
дополнительных источников. Логическая связь при выстраивании выступления
заменяется отсылкой к цитате. Впрочем, когда логическая связь не выстраивается,
путь, выбранный группой, достаточно эффективен, во всяком случае, на данном
уроке.
Посещение зала литераторов.
Выступление группы «Литераторы» оканчивается
сценой «Дарю цветы поэту.- у передней стены класса стоят большие портреты А.С.
Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Двое учеников по очереди выходят к ним со словами:
«Я хочу подарить цветы своему любимому поэту… (кладет цветы перед портретом и
зажигает свечу в подсвечнике) и прочитать мое любимое стихотворение…
Учитель благодарит третью группу за творческий подход
к выступлению и отмечает важность выводов и комментариев не только для времен
давно прошедших, но и для современности, т.к.
(зачитывает цитату из книги Сергея Перевезенцева «Россия – великая судьба»)
благодаря русским гениям литературы…
III.
Закрепление материала, подведение итогов урока.
Учитель: Ребята,
в качестве завершающего штриха я предлагаю вам составить итоговый тест по
следующей схеме:
В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА
«Художественная
культура России первой половины XIX века»
мне открылись:
Три самых важных имени архитекторов: _____________________________
_______________________________________________________________
Три самых важных архитектурных сооружения: _______________________
________________________________________________________________
Три самых важных имени живописцев:
______________________________
________________________________________________________________
Три самых важных названия картин: _________________________________
________________________________________________________________
Три самых важных имени литераторов:
______________________________
________________________________________________________________
Три самых важных литературных произведения:
______________________
________________________________________________________________
Три самых важных чувства (качества)
_______________________________
________________________________________________________________
Учитель предельно кратко вспоминает цели, поставленные
в начале урока: узнать всем о российской
культуре XIX века,
изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с
музыкальными произведениями композиторов данного периода; всем научиться еще одному способу групповой творческой
деятельности – составлять из разных фрагментов (понятий, определений, примеров)
готовые сообщения на заданную тему; каждому
из вас дать личную оценку творчества видных деятелей культуры XIX века.
Учитель: Достижение
цели «узнать» превзошло мои ожидания. Итогом этой работы стали результаты
выполненного вами теста.
Что касается цели
«научиться выполнять операцию», то она достигнута всеми учащимися.
А вот что касается третьей
цели, то ответ: «Достигнута – не достигнута» находится исключительно внутри
каждого. Судить о достижении этой цели можно
и мне и вам самим только по косвенным признакам, тем или иным чертам
поведения, внутреннему ощущению принятия или непринятия всего услышанного и
увиденного. Если вы не достигли этой
цели – не расстраивайтесь. Не достигли цели сегодня – поймем завтра, у нас
впереди в изучении истории много поучительных событий, так что все мы
гарантированно поумнеем!
Выставление оценок.
Задание на дом:
1. Занести в словарь новые
понятия (учитель
дарит ученикам подсказки-приложение);
2. § 17, вопросы и задания
к нему
Учитель раздает жетоны разовых оценок.
Я благодарю всех за
активную и продуктивную работу. Мне было с вами очень приятно работать. Спасибо
вам за это!
Приложение
Литература первой половины XIX века
Романтизм
– (то же, что и в живописи) (например, живописец и график Кипренский,
живописец-портретист Тропинин – представители романтизма).
Реализм –
в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности (представители реализма – Александр
Сергеевич Пушкин с романом «Евгений Онегин», Николай Васильевич Гоголь с
комедией «Ревизор»).
Живопись первой половины XIX века
Романтизм – направление
в европейском искусстве, выдвигавшее на первый план индивидуальность,
свободолюбие и жажду обновления. Одной из основ романтизма является также отражение в
произведениях творческой индивидуальности писателя (например, Василий Андреевич Жуковский – представитель романтизма).
Классицизм
– (то же, что и в архитектуре),
художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве VII- начала XIX века,
оной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной
литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм в
живописи получил название академизма
(представители: художник Александр Иванов, живописец Карл
Брюллов).
Бытовой
жанр – посвященный повседневной и общественной жизни. В 1-й
половине 19-го века важную роль сыграло правдивое, но одностороннее изображение
светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоёв
В 19-м веке художники обращались к бытовому жанру, позволявшему
критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей. (представитель – живописец Венецианов).
Критический
реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных
проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных
жизненных явлений (представитель – живописец Федотов).
|