|
Каталог статей
РЕФОРМЫ СОЛОНА
(Аристотель, Афинская полития, IV, 5—8, 11—12)
При таком-то положении государства, когда большинство было в порабощении у немногих, народ восстал против знати. Когда восстание после продолжительной борьбы приняло острый характер, противники сообща избрали посредником и архонтом Солона и поручили ему управление государством... По происхождению и по известности Солон был среди первых, а по имуществу и по своей деятельности принадлежал к среднему разряду людей, как это признано другими; да и сам он свидетельствует об этом в своих элегиях, убеждая богачей не предаваться корысти.
Вы же в груди у себя успокойте жестокое сердце, До пресыщения вы в благах себя довели. Гордый свой дух вы сдержите, и мы ведь не станем Слушаться вас, не всегда будет удача и вам.
И вообще всегда он вину в распре приписывает богатым; поэтому в начале элегии он говорит, что боится их
«алчности к деньгам и их чрезмерного высокомерья...»,
так как из-за этого и возникает взаимная вражда. Став во главе управления, Солон освободил народ и на данное и на будущее время, запретив давать деньги взаймы на кабальных условиях, издал соответствующие законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называют сейсахфией (снятием бремени), потому что этим как бы облегчены были тягости народа. Некоторые пытаются оклеветать его в отношении этого. Случилось так, что Солон, собираясь провести сейсахфию, сказал об этом предварительно некоторым из знатных, а потом, как утверждают сторонники демократии, эти его друзья испортили ему проведение этой меры, а те, кто хочет его очернить, говорят, что он и сам принимал участие (в их незаконных действиях). А именно, заняв деньги, они скупили большое количество земель, и поэтому, когда была проведена отмена долгов, разбогатели. Говорят, что таким именно образом образовались новые богачи, которые впоследствии казались исконными богачами... Солон установил новое государственное управление и новые законы, а постановлениями Драконта перестали пользоваться за исключением дел об убийствах. Записав новые законы на кирбах (2), они выставили их в «царском портике» (3), и все принесли клятву соблюдать эти законы. Девять же архонтов, принося клятву перед камнем (4), давали обещание поставить золотую статую, если они нарушат какой-либо из этих законов. Поэтому еще и теперь они приносят подобную же клятву. Солон установил законы на сто лет и устроил государство следующим образом. По имуществу он разделил граждан на четыре класса, как они делились и раньше: на пентакосиомедимнов (5), всадников, зевгитов и фетов. Занимать-правительственные должности, как то: должности девяти архонтов, казначеев, полетов (сдававших на откуп государственные доходы), одиннадцати (6) (тюремных начальников) и коллакретов (7) он определил пентакосиомедимнам, всадникам и зевгитам (8), предоставляя каждому должность, соответствующую размерам его имущества, фетам же он предоставил только участие в народном собрании и в судах. К классу пентакосиомедимнов должен был принадлежать тот, кто получает со своего хозяйства 500 мер сухого и жидкого вместе, к классу всадников — получающие 300 мер (как некоторые говорят, те, кто может содержать коня. Доказательством они считают самое название класса, получившееся будто бы от этого занятия, а также и древние посвящения. Действительно, на акрополе стоит изображение, на котором написано следующее: Анфемион, сын Дифила, богам этот дар посвящает Как из фетов простых всадником сделался он. И рядом стоит конь, в доказательство того, что он является символом всаднического класса. Впрочем, правильнее, что и этот класс отличался от других размером дохода, как и класс пентакосиомедимнов). К классу зевгитов принадлежали получающие всего 200 мер дохода. Остальные принадлежали к классу фетов и не имели участия ни в каких должностях. Поэтому и теперь, когда у желающего быть избранным на какую-нибудь должность спрашивают, к какому он принадлежит классу, никто не скажет, что к классу фетов. Должности он сделал избирательными по жребию из тех, которых предварительно выберет каждая из фил. Намечала же каждая фила на должности девяти архонтов десятерых, которым эти должности и присуждались по жребию. Поэтому и теперь еще сохраняется такой порядок, что каждая фила намечает по десять человек, а из них потом должностные лица избираются при помощи бобов. Доказательством же того, что он сделал должности выборными соответственно имуществу людей, является закон о казначеях, которым пользуются еще и теперь; закон предписывает избирать казначеев из пентакосиомедимнов. Такие законы издал Солон о девяти архонтах. В старину же ареопаг назначал на каждую должность на один год подходящих людей, вызывая их и обсуждая между собой (их кандидатуру), после чего их отпускал. Фил было 4 (9), как и раньше, в них 4 филобасилевса; каждая фила была разделена на 3 триттии и 12 навкрарий (10). Во главе навкрарий была должность навкрара, установленная ради того, что приходилось платить налоги и производить другие расходы. Поэтому в законах Солона, даже которыми больше не пользуются, часто бывает написано: «взыскать с навкраров» или «покрыть расход из денег навкраров». Солон учредил совет четырехсот, по сто человек от каждой филы, ареопагу (11) же назначил охранять законы, как и раньше он был блюстителем государственного устройства. Ареопаг охранял вообще очень много других важнейших сторон государственного управления; между прочим наказывал противившихся, имея власть штрафовать, карать и вносить штрафы в государственную казну, хранившуюся на акрополе, не записывая, по какому поводу был взыскан штраф. Кроме того, он судил тех, кто составляет заговор против демократии, после того как Солон издал закон об исангелиях (12). Видя, что в городе часто бывают распри, а некоторые граждане равнодушно мирятся со всем, предоставляя всему происходить как бы само собой, он издал особый закон, чтобы, если кто во время распри сам не возьмется за оружие и не будет на той или другой стороне, тот лишался гражданских прав и не мог принимать участия в государственной жизни. ...Обе стороны изменили свою позицию, потому что установленный им порядок не соответствовал их ожиданиям. Народ ждал, что он произведет полный раздел всего, знать же рассчитывала, что он сохранит прежний порядок или лишь немного его изменит. Но Солон разошелся с теми и другими, и, хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой стороной, установить тиранию, он предпочел вызвать ненависть тех и других, лишь бы спасти отечество и установить наилучшие законы. Что это было именно так, об этом не только все вообще говорят в один голос, но и сам он в своих произведениях упоминает об этом в следующих выражениях:
Да, я народу дал почестей столько, что было им вдоволь, Прав у него не отнял, не дал и лишних зато; Тем же, кто силу имел и в народе богатством был славен, Даже и тем запретил я не по чести владеть, Встал я, могучий свой щит над одним и другим простирая, Никому не дал я одолеть несправедливо других.
В другом месте, высказываясь относительно народной массы, как надо с ней обходиться, он говорит:
Будет тогда лишь народ всего лучше идти за вождями, Коль не слишком легко, не слишком тягостно жить. От пресыщенья родится надменность, коль счастье большое Людям таким привалит, меры не знает чей нрав.
И еще в другом месте он говорит относительно тех, которые хотели поделить землю:
Кто пришел затем чтоб грабить, полон был надежд богатых; И все ждали, что богатство там великое найдут, И что я, лаская мягко, нрав суровый проявлю; Худо то они решили, а теперь они сердито На меня глазами смотрят косо все, как на врага. Нужды нет: что я сказал, то с божьей помощью исполнил. Но трудился не напрасно, не по нраву мне что-либо Делать силой тирании, чтоб в земле родной богатой И дурным и честным людям доля равная была.
Также еще и об отмене долгов и о порабощенных сначала, а после освобожденных, благодаря сейсахфии:
Зачем же я, еще того не сделав, Из-за чего народ объединил, Остановился так? О том всех лучше Сказать могла бы перед времени судом Из олимпийцев высшая богиня, Мать черная Земля, с которой снял я Столбов стоявших много долговых,— (l3) Рабыня прежде, вольная теперь. Я возвратил в свой город богоданный, В Афины, многих, проданных в рабство — Кто кривдой, кто за дело — а других, Из-за нужды безвыходной бежавших, Забывших уж аттическую речь, По свету всюду странствовать готовых; Иных же здесь в позорном рабстве бывших, Дрожавших перед нравами господ, Освободил я. Это сделал в силу Закона, силу с правдой сочетав, И так исполнил, как я обещал. Законы я равно простому с знатным, Для каждого прямую правду дав, Так написал. Возьми ж, бразды, как я, Другой — недобрый, алчный человек, Народа б не сдержал он. Если б я Хотел того, что нравилось тогда Противникам, а после уж того, На что бы им враги их указали, Мужей бы многих город наш лишился. Из-за того, всё мужество напрягши, Я, точно волк, средь стаи псов вертелся.
И в другом месте, порицая обе стороны за жалобы их на последующую судьбу, он говорит:
Народ, коль прямо порицать, скажу: Чем ныне обладают, никогда Во сне б того глазами не видали... А кто знатней и с большей силой, должен Меня хвалить, своим бы другом сделать,
потому что, если бы кто-нибудь другой, говорит он, достиг этой почести,
Народа б не сдержал и не отстал, Пока не снял бы сливки с молока (14) А я меж них, как столб на спорном поле, Стал на меже.
(«Древний мир в памятниках его письменности»,- ч. 2-я, № 48 с изменениями В. С. Соколова.)
1. Солон происходил из рода басилеев, считался потомком Кодра. 2. Деревянные выбеленные доски, составленные по трое в виде призмы. Они вращались на шестах. 3. Царский портик — крытая галерея на агоре — площади у северного склона Акрополя. В зданиях, расположенных на площади, заседали пританы Совета 400 и другие правительственные органы. 4. Камень — священное место на агоре, на котором приносили присягу должностные лица. 5. Медимн — мера объема от 51,84 до 58,94 литра. 6. Коллегия одиннадцати — полицейская коллегия, ведавшая тюрьмами. 7. Коллакреты при Солоне заведовали всем государственным хозяйством. В V в. до н. э. они стали ведать только некоторыми расходами, главным образом раздачей жалованья судьям, когда оно было введено Периклом. В начале IV в. до н. э. эта должность упраздняется. 8. Название «зевгит» не вполне ясно. Большей частью его производят от слова «зевгос» — упряжка для волов. 9. Древние четыре родовые филы Аттики носили названия: гелеонтов, гоплетов, эгикореев и аргадеев. 10. Навкрария — небольшой территориальный округ, жители которого должны были снаряжать на свой счет один корабль для флота. 11. Ареопаг — см. № 59, прим. 5. 12. То-есть об обязанности граждан выявлять все, что угрожает государственной безопасности. 13. Долговые столбы стояли на границах заложенных земельных участков. На них было обозначено, кому и за какую сумму заложен участок. Сохранилось значительное количество таких столбов, но от более позднего времени. 14. Перевод этого места дан только по общему смыслу.
|
Категория: Источники | Добавил: olimpiada (30.12.2011)
|
Просмотров: 3091
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь
© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.
Конкурсы для учителей
Ваша статья в нашем сборнике
Сертификат о публикации
Электронное пособие по истории. 10 класс
|