Когда же поляне жили отдельно по горам.., тут был
путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до
Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера
вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское озеро), и устье того
озера впадает в море Варяжское (Балтийское). И по тому морю можно плыть до
Рима, а от Рима можно приплыть по… морю к Царьграду (столица Византии –
Константинополь), а от Царьграда можно приплыть в Понт море (Черное море), в
которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг,
а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
Варяжское.
Из того же леса течет Волга на восток и впадает
семьдесетью устьями в море Хвалисское (Каспийское). Так и из Руси можно плыть
по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по
Двине - в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама .
(Слова в скобках даны автором для расшифровки
древних названий, в оригинальном тексте Повести временных лет новые это
отсутствует)
Свои обычаи и свой нрав…
Все эти (восточнославянские) племена имели свои
обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав.
Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями;… имеют и
брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на
следующий день приносят за нее – кто что даст.
А древляне жили звериным обычаем, жили
по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но
умыкали девиц у воды.
А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай:
жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах,
и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти
игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по
сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали
по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца
и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на
столбах при дорогах, как делают и теперь вятичи. Этого же обычая держались и
кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе
устанавливающие закон.
Повесть временных лет. С. 31. |