Отрывки из
«Исторических писем» Петра Лавровича Лаврова (1823— 1900), печатавшихся под
псевдонимом П. Миртов в журнале «Неделя» за 1868 и 1869 гг. и вышедших в 1870 г. отдельным изданием.
Учение Лаврова о «критически мыслящих личностях», т. е. об интеллигенции,
руководящей массами в борьбе за осуществление общественной справедливости,
составляло одну из основ народнического мировоззрения.
«Один в поле не воин»,
- говорит старинная пословица, и личность, являющаяся перед лицом общества с
критикой общественных форм и с желанием воплотить в них справедливость, как
бессильная единица, конечно, ничтожна. Тем не менее подобные личности создали
историю, сделавшись силою, двигателями общества. Как же они это делали?
Прежде всего надо
признать факт, что если рассматриваемым деятель есть, действительно, критически
мыслящая личность, То он никогда не одинок. В чем состоит его критика
общественных форм? В том, что он понял яснее и глубже других недостатки этих
форм, отсутствие справедливости в них для настоящего времени. Но если это так,
то многое множество личностей под тяжестью этих форм страждет и ропщет, мечется
и гибнет
Только они как
недостаточно критически мыслящие личности не понимают, отчего это им так
нехорошо. Но если им сказать, то они понять могут, и те, которые поймут, поймут
это также хорошо, как тот, кто высказал мысль впервые, а пожалуй, еще и лучше,
потому что они, может быть, выстрадали верность этой мысли гораздо полнее и
разностороннее, чем ее первый провоз вестник. Итак, чтобы не быть совсем
одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только
высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет
одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее
свежей, восприимчивой мысли. Это—сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся
еще в действии, но уже сила.
Чтобы действие силы
проявилось, нужен пример. Чтобы личность почувствовала себя не одинокою, надо,
чтобы она узнал, что есть другая личность, не только понимающая, как ей тяжел
> и почему так тяжело, но и действующая против этого зла Нужно не только
слово, нужно дело. Нужны энергические, фанатические люди, рискующие всем и
готовые жертвовать всем.. При этом фазисе борьбы критически мыслящие личности
имею' перед собою уже действительную силу, только силу нестройную Она тратится
большею частью бесполезно, из-за пустых мелочей, которые прежде всего бросаются
в глаза. Люди гибнут из-з;1 проявления зла, а сущность его остается
нетронутой...
...Чтобы сила не
тратилась даром, надо ее организовать. Критически мыслящие и энергически
желающие личности должны желать не только борьбы, но победы, для этого надо
пони мать не только цель, к которой стремишься, но и средства, которыми можно
ее достигнуть. Если борьба была серьезна, то в числе борцов против устаревших
общественных форм находятся не все только личности, борющиеся во имя своего
страдания и понявшие это страдание лишь с чужого слова, с чужой мысли. В числе
борцов есть и личности, критически продумавшие положение дел. Им приходится
отыскивать друг друга: им приходится соединиться и придать нестройным элементам
народившейся исторической силы стройность и согласие. Тогда сила организована:
ее действие можно направить на данную точку, концентрировать для данной цели:
ее задача теперь чисто техническая: с наименьшей тратой сил совершить
наибольшую работу. Пора бессознательных страданий и мечтаний прошла: пора
героических деятелей и фанатических мучеников, безрасчетливой траты сил и
бесполезных жертв прошла. Настала пора спокойных, сознательных работников,
рассчитанных ударов, строгой мысли и неуклонной терпеливой деятельности...
...Но общественная
партия не есть партия кабинетных ученых. Она борется за истину и справедливость
в конкретной форме. Она имеет в виду определенное зло, существующее в обществе.
Если это действительно зло, то от него страдают весьма многие, чувствующие всю
громадность этого зла, но не понимающие ясно ни его причин, ни средств борьбы
против него. Это - те незаметные герои,
о которых я говорил выше и которые обусловливают возможность прогресса. Это -
реальная почва организующейся партии. Последняя именно потому и организуется,
что знает о существовании значительного числа личностей, которые должны прийти
навстречу ее требованиям, должны протянуть ей руки именно потому, что они
страдают от зла, против которого она восстала...
...Итак, партия
организовалась. Зерно ее - небольшое число выработанных, обдуманных,
энергических людей, для которых критическая мысль нераздельна от дела. Около
них - люди интеллигенции, менее выработанные. Реальная же почва партии - в неизбежных союзниках, в общественных
группах, страждущих от зла, для борьбы с которым организовалась партия.
...Так растет
общественная сила, переходя от уединенной, слабой личности сначала в сочувствие
других личностей, потом в нестройное их содействие, пока не организуется
партия, придающая борьбе направление и единство...»
Цит. по: Лавров П. Л. Исторические письма. 2-е
изд. СПб., 1905. С. 139-142, 149-150. |