В сем глубоком убеждении мы вслед за первым
прекращением военных действий повелели озаботиться о средствах к лучшему удовлетворению
этой неотложной потребности. Внимательное обсуждение указало, что для удобства
и скорости лучше обратиться, по примеру всех других стран, предпочтительно к
промышленности частной как отечественной, так и иностранной, - к последней и в
том внимании, чтобы воспользоваться значительною опытностью, приобретенной при
устройстве многих тысяч верст железных дорог на Западе Европы.
На сих началах вызваны, сделаны, соображены
разные предположения и по надлежащем распоряжении дела в Комитете министров и
обсуждении им оного в личном присутствии нашем признаны единогласно лучшими и
нами утверждены условия, предложенные обществом капиталистов русских и
иностранных, во главе коих- наш банкир барон Штиглиц.
Условиями сими общество это обязуется: на
свой счет и страх устроить в течение десяти лет и потом содержать в течение
восьмидесяти пяти лет указанную ему сеть около четырех тысяч верст железных
дорог, с одним лишь ручательством правительства за выручение пяти процентов с
определенных на сооружение сумм, и с тем, что по миновании означенных сроков
вся сеть обращается бесплатно в принадлежность казны...
Сеть эта будет простираться: от
С.-Петербурга до Варшавы и прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от
Москвы через Курск и низовья Днепра до Феодосии и от Курска или Орла чрез Динабург
до Либавц - и таким образом непрерывным чрез двадцать шесть губерний железным путем
соединятся взаимно; три столицы, главные судоходные реки наши, средоточие
хлебных наших избытков и два порта на Черном и Балтийском морях, почти весь год
доступные; облегчится сим образом вывоз заграничный; обеспечится провоз и
продовольствие внутреннее.
Хрестоматия по истории СССР. – М.. 1951. –
Т. 3. – С. 219-220 |