Воскресенье, 24.11.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню
Регистрация

Каталог статей

Главная » Статьи » ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ » Источники

ИЗ "СЛОВА О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" ИЛАРИОНА

<...> Прославляет похвальными словами Римская страна Петра и Павла1, которыми приведена была она к вере в Иисуса Христа, сына Божия; восхваляют Азия, Эфес и Патмос Иоанна Богослова2, Индия - Фому3, Египет - Марка4. Все страны, и города, и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их православной вере. Восхвалим же и мы, по силе нашей, своими малыми похвалами великое и дивное совершившего - нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей - Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые, в свое время владычествуя, мужеством и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят. Ведь правили они не в слабой и безвестной стране, но в Русской земле, которая ведома и славится во всех четырех концах Земли.
     Сей славный от славных родился, благородный - от благородных, князь Владимир, и когда возрос и окреп, выйдя из младенческого возраста, или, точнее сказать, возмужал в крепости и силе своей, в мужестве и мудрости преуспел, то стал единодержцем земли своей, покорив себе соседние народы: одних - миром, а непокорных - мечом. И жил он так во время свое, землею своею управлял мудро, в мужестве и разуме, и осенила его милость всевышнего, призрело на него всемилостивое око благого Бога. И воссиял разум в сердце его, так что уразумел он суету идольского заблуждения и обратился к единому Богу, сотворившему все видимое и невидимое. К тому же часто слышал он о благоверной земле Греческой, христолюбивой и сильной верою: как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются ему, какая власть духовная и какие чудеса и знамения творятся там, что церкви там полны людей, что все города правоверны, все прилежно молятся, все Богу предстоят. И слышав это, возжелал сердцем и возгорелся духом, чтобы стать христианином самому, и христианской - земле его.
     Так и случилось по благовелению Бога, возлюбившего род человеческий. Вместе с одеждами совлек с себя князь наш ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия и вошел в святую купель5. Возродился от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся, и вышел из купели очищенным, став сыном нетления, сыном воскресения. Имя принял вечное, славное в роды и роды - Василий6, по которому и записан в книге жизни7, в небесном и нетленном граде Иерусалиме8.
     Когда это свершилось, не остановился он в подвиге благоверия, и не только в этом проявил он любовь свою к Богу, но еще к большему подвигся, повелев всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и святого Духа, чтобы открыто и громогласно во всех городах славилась святая Троица и все стали бы христианами:
     малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простолюдины, богатые и убогие. И не было ни одного противящегося благочестивому его повелению, а если кто и не по любви, то по страху перед повелевшим крестился, потому что благоверие в нем сопряжено было с властью.
     И в единовременье вся земля наша восславила Христа с Отцом и со святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас удаляться и занялась заря благоверия, тогда тьма идолослужения исчезла и слово евангельское осияло нашу землю, капища9 разрушались, а церкви воздвигались, идолы низвергались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал города.
     Пастыри словесных овец Христовых, епископы, встали перед святым алтарем, принося бескровную жертву, попы, и дьяконы, и весь клир10 украсили и в благолепие облекли святые церкви. Апостольская труба и евангельский гром все грады огласили, фимиам. Богу возносимый, воздух освятил. Встали на холмах монастыри, явились черноризцы. Мужчины и женщины, малые и старые, все люди наполнили святые церкви. Восславляя Бога, говорили они: "Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь. Христос победил, Христос одолел, Христос воцарился, Христос прославился! Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Боже наш, слава тебе!"
     Как же мы тебя восхвалим, о честный и славный средь земных владык, безмерно мужественный Василий? Как выскажем восхищение твоей добротой, крепостью и силой? Какую благодарность воздадим тебе за то, что благодаря тебе познали мы Господа и избавились от прельщения идольского, ибо по твоему повелению на всей земле твоей славится Христос? Что еще тебе скажем, христолюбец, друг правды, вместилище разума, гнездо милосердия?
     Как уверовал? Как воспылал любовью к Христу? Как вселился в тебя разум, выше чем разум земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимого и устремиться к небесному? Как нашел ты Христа? Как предался ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш: откуда повеяло на тебя благоухание святого Духа? Каким образом испил ты из сладкой чаши мысли о будущей жизни? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следовал за ним, как же ты его учеником стал? Иные, и видев его, не веровали, ты же, не видев, уверовал. Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, сказанное Фоме: "Блаженны не видевшие и уверовавшие11".(...)
     К тому, что сказано, кто поведает нам о многих твоих милостынях и щедротах, творимых денно и нощно убогим, сиротам, больным, должникам и всем, просящим о милости. Слышал ведь ты слова, сказанные Даниилом Навуходоносору12: "Совет мой да благоугоден тебе будет, царь Навуходоносор: грехи твои милостынями искупи и беззакония твои - щедротами к нищим". Слышав это, ты, о досточтимый, не ограничился тем, что услышал это, но на деле исполнил сказанное: просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих всячески утешая, должников искупая, рабов освобождая. Твои щедроты и милостыни и поныне вспоминаются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелом его, ибо, ради любезного БОГУ милосердия, имеешь ты великое дерзновение пред ним, как присный раб Христов. Помогает мне в этом сказавший: "Милость торжествует над судом". И еще: "Милостыня мужа - как печать у него". Вернее же всего самого Господа слова:
     "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". И иное апостольское свидетельство приведем, приложимое к тебе, от святых Писаний, сказанное Иаковом-апостолом: "Отвративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и загладит множество грехов".
     Если таково воздаяние от благого Бога наставившему на верный путь только одного человека, то какую же награду должен ты обрести, о Василий? Какое бремя греховное ты разрушил - ведь не одного отвратил ты человека от идольских заблуждений, не десятерых, не один город, но всю область сию!
     Показывает нам и уверяет нас сам Спаситель Христос в том, какой славы и чести удостоил он тебя на небесах, говоря: "Кто признает меня пред людьми, того признаю и я пред Отцом моим, сидящим на небесах". Но если признавший Христа пред людьми признан будет Христом пред Богом Отцом, как же будешь ты похвален им, не только признавший, что "Сын Божий есть Христос", но проповедовавший его и веру в него утвердивший не на одном соборе, но по всей земле этой, и церкви Христовы воздвигший, и служителей ему поставивший?
     Подобный великому Константину13, равный ему в разуме и в любви к Христу, равный в почитании служителей его! Тот со святыми отцами Никейского собора14 закон для людей определил, а ты, с новыми нашими отцами-епископами собираясь часто, с великим смирением советовался с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа. Тот Еллинское и Римское царство Богу покорил, ты же - Русь. И как у тех, так и у нас Христос зовется царем. Тот с матерью своей Еленой15 крест из Иерусалима принес и, разослав части его по всему миру своему, веру укрепил, ты же с бабкою твоею Ольгою16 утвердил веру, принесши крест из нового Иерусалима - Константинополя и поставив его на своей земле. Тебя, подобного Константину, Бог удостоил одинаковой с ним славы и чести на небесах за благоверие твое, которое стяжал ты в жизни своей.
     Добрый пастырь благоверия твоего, о блаженный, - святая церковь святой Богородицы Марии17, которую ты создал на правоверной основе, где ныне мужественное твое тело лежит, ожидая трубы архангельской.
     Достойный же весьма и верный тебе преемник - сын твой Георгий18, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не разрушающим твои уставы, но укрепляющим их, не уменьшающим устроении твоего благоверия, но умножающим их, не извращающим, но продолжающим дело твое, он неоконченной тобой завершил, как Соломон дело Давида19, создав дом Божий великий и святой в честь его премудрости на святость и освящение граду твоему. Он искусно украсил церковь эту золотом, и серебром, и каменьями драгоценными, и утварью великолепной, так что она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада! И славный город твой Киев величием, как венцом, окружил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам святой Богородице; ей же и церковь на Великих вратах воздвиг20 во имя первого Господнего праздника - святого Благовещения21, так что приветствие архангела, данное деве, распространится и на град сей. Той речено было: "Радуйся, обрадованная. Господь с тобою!", а граду речем:
     "Радуйся, благоверный город. Господь с тобою!". Встань, о честная глава, из гроба твоего, встань, отряхни сон! Ведь ты не умер, но спишь до общего всем воскресения. Встань! Ты не умер! Не подобало умереть тебе, уверовавшему в Христа - жизнь всего мира. Отгони сон, возведи очи и увидишь, что Господь, таких почестей удостоив тебя там, и на земле память о тебе оставил в сыне твоем. Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на кровного своего, посмотри на возлюбленного своего, посмотри на того, кого Господь создал от чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей и возрадуйся и возвеселись!
     Посмотри и на благоверную сноху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков, как они живут, как хранимы Господом, как благоверие сохраняют по завещанию твоему, как прилежат к святым церквам, как славят Христа, как поклоняются имени его. Посмотри же и на город, величием сияющий, посмотри на церкви процветающие, посмотри на христианство разрастающееся, посмотри на блеск города, освещаемого святыми иконами, благоухающего фимиамом, оглашаемого святыми хвалами и божественным пением.
     И, видев все это, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали благого Бога, устроителя всего этого. Увидь же это, хотя бы не телом, но духом. Показывает тебе Господь все это и подобает тебе об этом радоваться и веселиться, ибо семена веры, тобою посеянные, не были иссушены зноем неверия, но орошенные дождем Божьей помощи, принесли обильные плоды. Радуйся, апостол среди владык, не мертвые тела воскрешавший, но нас, душою мертвых в недуге идолослужения, воскресивший! Ведь тобою приблизились мы к Богу и познали жизнь Христа. Угнетены были бесовским прельщением, но тобою освобождены и на путь жизни вечной поставлены, слепыми были от бесовского прельщения, но тобою получили прозрение сердечных очей, ослеплены были неразумием, но чрез тебя познали свет всесвятого Божества, немы были, но тобою возвращен нам дар слова, и ныне, малые и великие, славим единосущую Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия. Ты облачен правдой, препоясан крепостью, обут истиной, увенчан разумом и украшен милосердием, как гривною22 и нарядом золотым. Ты был, о честная глава, нагим - одеяние, ты был алчущим - кормилец, ты был жаждущим - прохладою утробы, ты был вдовам - помощник, ты был странникам - успокоение, ты был бездомным - укрытие, ты был обиженным - заступник, нищим - обогащение.
     За эти и иные благие дела, приемля благое воздаяние на небесах, которое уготовил Бог вам, любящим его, и -насыщаясь сладостным лицезрением лика его, помолись о земле своей и о народе, над которым ты благоверно владычествовал, да сохранит его Господь в мире и благоверии, утвержденном тобою, и пусть славится правоверие и будет проклято всякое еретичество, и да соблюдет его Господь Бог от всякого ратного нашествия и пленения, от голода и от всякой скорби и несчастья!
     И еще помолись о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы он в мире и здравии пучину жизни переплыл и в тихую небесную пристань невредимым привел корабль душевный, сохранив веру и стяжав богатство добрых дел, чтобы без искушений окончив правление людьми, вверенными ему Богом, предстал он вместе с тобой, непостыдно, пред престолом вседержителя Бога и за труд правления народом своим принял от него венец славы нетленной со всеми праведниками, потрудившимися его ради!

Литература Древней Руси: Хрестоматия /Сост. Л.А. Дмитриев. Под ред. Д.С. Лихачёва - СПб., 1997. С. 47-52.

Категория: Источники | Добавил: olimpiada (31.12.2011)
Просмотров: 1433 | Рейтинг: 0.0/0

Календарь


© Все размещенные материалы на сайте доступны для использования в профессиональной деятельности учителя истории и обществознания. 

Запрещается размещать авторские материалы на своих сайтах и блогах без разрешения авторов сайта.


Конкурсы для учителей 



Ваша статья в нашем сборнике


Сертификат о публикации


Электронное пособие по истории. 10 класс


 

Copyright MyCorp © 2024
Город белокуриха подать объявление в газету | Дать объявление по строительным работам бесплатно | Подать объявление в газету восстания санкт петербург | Дать объявление на секретаря санкт-петербург | Подать объявление в газеты иркутска | Дать бесплатное объявление в газету | Дать объявление подстилающих | Как правильно дать бесплатное объявление о продаже дома | Дать объявление франция | Разместить объявление бесплатно о продаже техники | Металообработка дать объявление | Ломовоз б у продам объявления 2009 2010 г | Объявления продам мотоциклы | Разместить объявление услуг электрика | Газета объявления подать | Дать объявление покрышки | Подать объявление по воронежу | Дать объявление отказаться | Объявленияпродам щенка шарпея за 1000р | Вдв коми дать объявление | Дать объявления о купле авто в кредит | Дать бесплатное объявление о работе шеф поваром дать резюме | Где можно подать бесплатное объявления | Подать объявление на покупку домика в лен.области | Елецкая реклама дать объявление