Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой
журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного
«творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко...
изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и
примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой
копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До
убожества ограничен диапазон ее поэзии - поэзии взбесившейся барыньки,
мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее - это любовно-эротические
мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики,
обреченности... Таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно
канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых
екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и
монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
Из выступления А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК
ВКП(б). Январь 1948 г. У советских композиторов две в высшей степени
ответственных задачи. Главная из них - развивать и совершенствовать советскую
музыку. Другая задача состоит в том, чтобы отстаивать советскую музыку от
проникновения в нее элементов буржуазного распада. Не надо забывать, что СССР
является сейчас подлинным хранителем общечеловеческой музыкальной культуры так
же, как он во всех других отношениях является оплотом человеческой цивилизации
и культуры против буржуазного распада и разложения культуры. Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния
из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых
представителей советской интеллигенции, выражающимися в несерьезных и диких
стремлениях променять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие
лохмотья современного буржуазного искусства. Поэтому не только музыкальное, но
и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким. |