Глава I Предварительные распоряжения
Статья 1 Российское
государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы
наименованием то не было, разделяется, сообразно с расписанием у сего
приложенным, на большие области, называемые наместничества.
Статья 2 Каждое
наместничество заключает в себе определенное число губерний, по мере
народонаселения, расстояния, обширности и смотря на нравы, обычаи и особенные
или местные законы, жителей между собою сближающие.
Статья 3 Наместничества
называются по имени одной из составляющих оныя губерний или по месту, для
присутствия наместнического начальства определенному.
Статья 4 Губернии
сохраняют настоящее разделение свое на уезды, исключая те случаи, в которых
местные обстоятельства востребовали бы новых разграничений.
Статья 5 Уезды
разделяются на округи: округа состоят из городов третьей степени и из
определенного числа волостей, сель и деревень, по мере народонаселения и
расстояния от места, для присутствия окружному начальству определенного.
Статья 6 Городами первой
степени суть города губернские; второй степени города уездные; а городами
третьей степени все прочие; из сих последних исключаются те, которым по
выгодному положению своему и по торговым сношениям следовать будет поступить на
одну из высших степеней.
Статья 7 Каждый город
первой и второй степени имеет свой округ. Он заимствует от него свое имя и есть
местопребыванием начальства оного. Прочим округа называться по месту, к какому
будут приписаны.
Статья 8 Из сего
разграничения исключаются столицы, Санкт-Петербург и Москва, равно как и их
губернии.
Глава II О правлении Российской империи
Отделение I О государе или державной власти
Статья 9 Корона российско-императорского
престола есть наследственная, она переходит по порядку, установленному в Бозе
почивающим родителем нашим императором Павлом.
Статья 10 Основания
державной власти и образ действия оной определяются сею Государственною
уставною грамотою, жалуемою нам любезным нашим верноподданным на вечные
времена.
Статья 11 Державная
власть неразделима: она сосредоточивается в лице монарха.
Статья
12 Государь есть единственный источник всех в
империи властей гражданских, политических, законодательных и военных.
Он управляет исполнительною частию во всем ее
пространстве. Каждое начальство исполнительное, управительное и судебное им
одним постановляется.
Статья 13 Но
законодательной власти государя содействует государственный сейм, о котором
ниже упомянуто будет, на основании уставной грамоты и особенных учреждений.
Статья 14 Особа государя
священна и неприкосновенна.
Статья 15 Государь есть
верховный глава общего управления империи. Он печется о внутренней и внешней безопасности
государства. Он бдит о своих правах и владениях.
Отделение II О Государственном Совете
Статья 35
Государственный Совет, под председательством
государя, состоит из министров, членов Государственного Совета, государственных
докладчиков или статс-секретарей и из особ, коих угодно будет его
императорскому величеству в него призвать.
Статья 36
Государственный Совет разделяется на общее
собрание и на правительный совет или комитет министров.
А. Правительный
совет
Статья 37 Правительный
совет, под председательством государя, состоит из министров, начальников
управления и других особ, призванных в него по воле государя.
Статья 38 Члены
правительного совета имеют голоса совещательные. Один государь решит. Его
величество может сие право вверить в совокупности или в частях наместнику в
правительном совете, или кому заблагорассудит. Сей обязан решить в совете
согласно с уставными правилами государства и законами.
Статья 39 Правительный
государственный совет или комитет министров имеет право уничтожать
постановления, изданные наместниками в наместническом совете, когда они
противны законам, учреждениям, указам, повелениям и рескриптам, на имя их
писанным или им данным. В подобных сему случаях он уничтожает также
постановления и определения нижних присутственных мест, когда упущением
посредних начальств того не учинено.
В. Общее собрание государственного совета
Статья 42 Общее
собрание Государственного Совета, под председательством государя, наместника
его, или другого уполномоченного его величеством, или под председательством
старшего из членов, составляется, как означено в ст.35.
Дела, ведению Государственного Совета подлежащие,
за исключением тех, которые возложены на него по образованию, учрежденному 1809
года, суть следующие:
1. Рассматривать и составлять проекты законов или
уставов и учреждений, относящихся до общего управления империи.
2. Разрешать споры, произойти могущие от
присвоения какою-либо властию непринадлежащего себе ведомства или соткновения
ведомств.
3. Определять предание суду, по предложению
правительного совета или комитета министров, чиновников управления, по
назначению его императорского величества определенных, за злоупотребления в
отправлении их должностей и в случаях, подвергающих их ответственности, за
исключением тех чиновников, коих предание суду предоставлено сенату или
наместническим советам (ст.60).
4. Ежегодно рассматривать и поверять отчеты,
поданные каждым главным начальством управления.
5. Делать замечания на все существующие или
вкрадывающиеся злоупотребления в управление, равно как и на все нарушения
государственной уставной грамоты и законов, и составлять из них общий доклад
для поднесения его императорскому величеству. Принятие мер вследствие доклада и
распределение предметов, смотря по существу их, для препровождения в сейм, в
сенат или к другим властям, будет зависеть от благоусмотрения его величества.
Статья 43 Общее собрание
Государственного Совета занимается также рассуждениями о предметах вообще,
поступающих в оное по воле императора или по предложению одного из министров,
на основании существующих общих и частных учреждений министерств.
Отделение III О министерствах или главных управлениях
Статья 45
Исполнение законов возложено, согласно общему
учреждению министерств, изданному 25-го июня 1811 года, на нижеследующие
министерства или главные управления:
1. На главное управление духовных дел и народного
просвещения.
2. На главное управление военное.
3. На главное управление морское.
4. На главное управление юстиции.
5. На главное управление финансов и
государственного казначейства.
6. На главное управление ревизии государственных
счетов.
7. На главное управление внутренних дел.
8. На главное управление полиции.
9. На главное управление путей сообщения.
10. На министерство иностранных дел.
Каждое из сих главных управлений с составляющими
оное департаментами состоит под начальством и председательством министра или главноуправляющего.
Статья 46 Министры,
начальники управлений, директоры департаментов и правители дел подлежат
ответственности за всякое нарушение уставной грамоты, законов, равно как указов
и повелений, от государя императора последовавших, и буде-бы оказались в том
виновными, то предаются верховному государственному суду.
Отделение IV О наместниках и советах наместничеств
Статья 47 В каждой
области, устроенной по образу наместничеств, имеет быть постановлен наместник и
учрежден совет наместничества, присутствующие в назначенном местопребывании.
Статья 48 Наместник
купно с советом, на основании предписанного порядка, печется о благосостоянии
вверенных ему губерний и блюдет за точным исполнением законов и повелений
высшего начальства по всем частям управления.
Статья 49 Совет состоит
под председательством наместника и разделяется на правительный совет и общее
собрание.
А. Правительный
совет
Статья 50 Правительный
совет составляется из наместника, определенного числа членов и всех других лиц,
по высочайшей воле в него призванных. Сверх того находится при нем еще член
правитель дел.
Статья 51 Члены
правительного совета, в качестве начальников отделений по совету наместничеств
и в виде отряженных чиновников от каждого министерства или главного
государственного управления, заведывают по губерниям, составляющим область
наместничества, на основании особенных учреждений, всеми делами, до вверенной
им части касающимися.
Статья 52 Члены совета
имеют голоса совещательные; решит один наместник. Он обязан решить в совете
сообразно с уставными правилами государства, законами и в мере данного ему
полномочия.
Статья 53 Каждый член
совета, заведывающий какою-либо частию, должен скреплять все решения и
постановления наместника по своей части. Буде-бы не согласен был с его
решением, то в таком случае имеет право записать свое мнение в протокол и тогда
отстраняется от всякой ответственности.
Б. Общее собрание совета наместничества
Статья 58 Общее собрание
совета наместничества состоит из членов, означенных выше в ст.50, и из членов,
выбранных в разных губерниях, лежащих в области наместничества, и, по
представлениям комитета министров, государем императором утвержденных.
Статья 59 Общее собрание
совета наместничества имеет свои непременные заседания токмо при выборах и
созывании сеймов. В прочес время оно собирается по повелению государя и
востребованию наместника. Общее собрание рассуждает вообще о всех предметах, до
управления наместничества касающихся и по высочайшей воле государя императора
или по предложениям комитета министров и наместника в него вносимых, в
особенности же о раскладке и взимании податей, установлении земских
повинностей, сбережении государственных расходов по области наместничества,
умножении с оной доходов, распространении земледелия, промышленности и торговли
и тому подобном.
Статья 60 Сверх сего к
непременной обязанности оного принадлежит:
1. Рассматривать и обрабатывать все проекты
частных законов и учреждений, относящихся к области каждого наместничества.
2. В особенности же: определять по представлениям
правительного совета предание суду чиновников управления за злоупотребление по
их должности и в других случаях, подвергающих их ответственности. Из сего
исключаются те чиновники, коих предание суду зависит от Сената и Государственного
Совета.
3. Рассматривать и поверять ежегодные ответы,
представляемые в конце года каждым управляющим членом по своей части, и
составлять из частных ведомостей одну общую по всем вверенным совету
наместничества губерниям, для доставления оной через наместника в комитет министров.
4. Делая замечания на подаваемые отчеты и на все
существующие или вкрадывающиеся в управления злоупотребления, равно как и на
все испытываемые нарушения государственной уставной грамоты и законов,
составляя из всего оного общий всеподданнейший доклад, для представления его
государю императору чрез посредство наместника и Государственного Совета.
Статья 62
От каждого наместнического совета будет находится
в столице при правительстве докладчик или статс-секретарь того наместничества;
должность и образ сношений его определены будут особенным постановлением.
Отделение V О губернском начальстве
Статья 63 Закон
постановляет за неизменное и непоколебимое правило, чтобы управительная и
судебная части были разделены, и действия оных, яко несовместные, ни в каком
случае не сливались. Вследствие чего частные уставы, в отмену 97 статьи главы V
учреждения о губерниях, с точностию определять, в какие судебные места должны
поступать те спорные дела, кои на основании вышесказанной статьи подлежали до
сего времени ведению губернского правления.
Статья 64 Из сего общего
правила изъемлется: 1) Судебная полиция, возложенная на городские полицейские
управы и уездные правительства (нижние земские суды), в обязанность коих входит
исследование преступлений, соделанных на местах, ведомству их подлежащих, и
представление виновных куда следует к суду. 2) Обыкновенная городская и
сельская полиция.
Статья 65 Губернское
начальство, под председательством гражданского губернатора, составляется из
вице-губернатора и известного числа членов, управляющих особенными
экспедициями.
Статья 66 Для скорейшего
движения дела и успешнейшего исполнения, губернское начальство разделяется на
два главных отделения: на управительное и казенное. Первое, под
председательством гражданского губернатора, заключается в губернском правлении,
а второе, под председательством вице-губернатора, в казенной палате.
Статья 67 Каждое из сих
отделений разделяется на известное число экспедиций, коих начальники составляют
членов каждого отделения.
Статья 68 Особенные
учреждения определять в подробности, каким делам оканчиваться по экспедициям и
отделениям, и каким, по важности своей, поступать в общее собрание всего
губернского начальства Общее собрание составляется чрез соединение обоих
отделений и находится под председательством гражданского губернатора, а в
отсутствие его, заступающего его место вице-губернатора.
Статья 69 Общее собрание
имеет право уничтожать все решения и определения нижних мест по части
управительной, буде усмотрит, что они противны законам, учреждениям, уставам,
указам и предписаниям, на имя их данных.
Отделение VI О уездных, окружных и городских начальствах
Статья 72 Всякий уезд
имеет свое уездное начальство. Оно состоит в земском уездном правлении (нижний
земский суд) и составляется, под председательством земского уездного
исправника, из известного числа заседателей, которое, смотря по обширности
уезда, может быть увеличиваемо.
Статья 73 Земское
уездное правление, равно как и председательствующий в оном земский уездный
исправник поступают по данному им наказу. Они подчинены правителю губернии и
губернскому начальству и исполняют в точности все получаемые от них
предписания.
Статья 74 Каждый уезд,
смотря по своей обширности и народонаселению, разделяется на несколько округов,
которые подведомы окружному начальству. Оно состоит в окружном исправнике или
ключ-войте и его помощнике и имеет при себе несколько сотников и десятских,
отряжаемых на определенное время от селений, к составу каждого округа принадлежащих.
Статья 75 Окружное
начальство есть среднее место между уездным начальством и каждым селением
своего округа. Оно доставляет, посредством сотников и десятстких, в каждое
селение приказчикам, старостам, сельским начальникам, выборным и всякого
другого наименования, составляющим последнее звено управительной власти, все
повеления и предписания, имеющие последовать от уездного начальства, и смотрит
за строгим оных исполнением.
Статья 76 Каждый город
первой и второй степени, кроме ратуш или магистратов, имеет еще свою городскую
полицейскую управу.
Статья 77 Образ действия
сих нижних начальств, равно как пределы и степень власти и ответственности,
частию определенные уже в существующих узаконениях, будут предметом особого
учреждения, соответствующего изложенным в государственной уставной грамоте
правилам.
Глава III Ручательства державной власти
Статья 78 Православная
греко-российская вера пребудет навсегда господствующею верою империи,
императора и всего императорского дома. Она непрестанно будет обращать на себя
особенную попечительность правительства, без утеснения, однакож, свободы всех
прочих исповеданий. Различие христианских вероисповеданий не производит никаких
различий в правах гражданских и политических.
Статья 79
Священнослужители всех исповеданий вообще
состоят, без исключения, под покровительством и надзором законов и
правительства.
Статья 80 Закон, без
всякого различия, покровительствует равно всем гражданам.
Статья 81 Коренный
российский закон: "без суда никто да не накажется", и освященное
учреждением о губерниях правило ( 401): "чтобы никто без объявления
ему вины и снятия с него допроса в течение 3 дней по задержании не лишался
свободы и не содержался в тюрьме", распространяется на всех жителей вообще
в следующей силе.
Статья 82 Никто не может
быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы как только в случаях, законом
определенных, и с соблюдением законом предписанных на сей конец правил.
Статья 83 Всякое
самопроизвольное задержание вменяется в преступление, подвергающее наказанию,
означенному в уголовном праве.
Статья 84 Взятому под
стражу должно немедленно объявить причину его задержания.
Статья 85 Каждый
задержанный должен быть представлен в течение 3- (в редких же токмо случаях, в
которых разыскание потребовало бы отсрочки, не позднее 6-) суток в то
присутственное место, до которого он принадлежит, для снятия с него допроса или
суждения узаконенным порядком. Всякое отступление от сего вменяется в
злоупотребление власти. Ежели обвиняемый оправдается при первом следствии, то
немедленно освобождается.
Статья 86 Во всех
случаях, законом не изъятых, обвиняемый отпускается на поруки.
Статья 87 Никто не
должен быть наказан, как в силу закона, постановленного и обнародованного до
соделанного преступления, и по приговору того суда, которому он принадлежит.
Статья 88 Право просить
о помиловании (Vis agratiandi) предоставляется лицам, осужденным на смертную
казнь, на вечную и свыше 15-ти лет продолжиться имеющуюся ссылку, заточение и
каторжную работу.
Статья 89 Свобода
тиснения обеспечивается. Закон излагает правила к обузданию злоупотреблений.
Статья 90 Каждому
российскому подданному вольно переселиться в другое государство и вывезть свое
имение, лишь бы соблюл законом предписанные па таковые случаи правила.
Статья 91 Да будет
российский народ от ныне на всегда иметь народное представительство. Оно должно
состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из
государя и двух палат. Первую, под именем высшей палаты, образует сенат, а
вторую, под именем посольской палаты, земские послы и депутаты окружных
городских обществ.
Статья 92
Государственные должности, как гражданские, так и
военные, иначе возлагаемы быть не могут как на российских подданных.
Статья 93 Каждый
иностранец, предъявивший законные виды, будет пользоваться, наравне с другими
жителями государства, покровительством законов и выгодами, законами
обеспеченными. Ему вольно будет, на основании учрежденных правил, жить в
государстве, выезжать из оного, возвращаться и приобретать в нем недвижимые
имения.
Статья 94 Каждый
иностранец, укорененный, при беспорочном поведении и после пятилетнего
пребывания, научась российскому языку, может допущен быть к отправлению
государственных должностей.
Статья 95 Один государь
по собственному выбору, или по представлению Государственного Совета, может, в
отмену сего правила, допустить к отправлению государственных должностей
иностранцев, превосходными дарованиями отличающихся.
Статья 96 Все
государственные чиновники по части правительственной отрешаются от должностей
тою же властию, которая их определяет, с соблюдением законом предписанных на
такой конец правил. Все без исключения подвержены ответственности в отправлении
своих должностей.
Статья 97 Всякая
собственность, на поверхности ли земли находящаяся, или в недрах оной
сокровенная, какого бы рода ни была, в чем бы ни состояла и кому бы ни
принадлежала, признается священною и неприкосновенною. Никакая власть и ни под
каким предлогом посягнуть па нее не может. Посягающий на чуждую собственность
осуждается и наказывается как нарушитель общественного спокойствия.
Статья 98 Правительство
имеет однакоже право, по справедливом и предварительном вознаграждении,
требовать от частного лица пожертвования его собственностию для употребления
оной на пользу общественную. Закон определит особенные случаи употребления сего
права и правила, имеющие оным руководствоваться.
Глава IV О народном представительстве
Отделение I О государственной думе или сейме
Статья 99
Представительство народное образуется как выше
сказано (ст.91).
Статья 100
Государственный сейм (государственная дума)
разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые
три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.
Статья 101
Законодательная власть заключается в особе
государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в статье
13).
Разряд 1
О частных думах или сеймах наместнических
областей
Статья 102 Сеймы
наместнических областей составляются из государя и двух палат. Первая, под
именем высшей палаты, образуется из одного департамента сената, присутствующего
в главном местопребывании наместнического начальства. Вторая, под именем
земской посольской палаты, составляется из двух третей избранного в области
наместничества числа послов и депутатов, государем утвержденных.
Статья 103 Сеймы
наместнических областей рассматривают проекты общих законов во всех случаях, в
которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить чрез Государственный
Совет
Статья 104 Сеймы
наместничеств рассуждают еще, когда последует на то высочайшая воля, по
предметам, содержащимся в всеподданнейших докладах общего собрания
наместнических советов, составленных на основании ст.60 из годовых
отчетов по каждой отрасли управления. Наконец каждый наместнический сейм,
изложив свое мнение по всем сим предметам, приступает к рассмотрению наказов
земским послам и депутатам, от их избирателей данных и заключающих в себе их
замечания, представления и прошения касательно всего того, что относится до их
пользы. Из сих наказов делается самое верное извлечение, которое
препровождается в общее собрание наместнического совета, а из оного в
Государственный Совет для поднесения Государю императору на высочайшее
разрешение и принятия тех мер, к коим таковые представления могут подать повод.
Статья 105 Проекты
частных законов, относящихся до каждой области наместничества, составляются в
наместническом совете и вносятся на сейм по повелению государя членами
означенного совета.
Разряд 2 О общем государственном сейме
Статья 114 Общий
государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую, под именем
высшей палаты, образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух
столиц, с совокуплением к нему, единственно на время сейма и по назначению
государя, из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным
учреждением определенного. Вторая, под названием палаты земских послов, составляется,
по назначению государя, из половинного числа послов и депутатов, в каждой
наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных
Статья 115 Общий
государственный сейм, по сообщении от имени государя чрез Государственный
Совет, рассматривает все проекты законов гражданских, уголовных и по части
управительной, коих действие распространяется на всю империю.
Статья 116 Общий сейм
рассуждает еще по сообщениям, которые государю благоугодно было бы повелеть
сделать по предметам, заключающимся в общем государственном отчете, коего
составление возложено на общее собрание Государственного Совета в силу ст.42.
Наконец, общий государственный сейм, изложив свое мнение по всем сим предметам,
приступает к рассмотрению наказов земским послам и депутатам, от их избирателей
данных и заключающих в себе их замечания, представления и прошения касательно
всего того, что относится до их пользы.
Статья 117 Проекты законов,
составленные в Государственном Совете, взносятся на общий государственный сейм
по повелению государя членами означенного совета.
Статья 118 Для
рассмотрения и уважения сих проектов на общем государственном сейме каждая
палата назначает по баллам три комиссии. Оне состоят в высшей палате из трех. а
в посольской палате из пяти членов и суть следующие:
1. Комиссия законодательства.
2. Комиссия управления.
3. Комиссия финансов.
Каждая палата уведомляет Государственный Совет об
учиненном ею выборе. Комиссии находятся в беспрестанном сношении с Государственным
Советом.
Разряд 3
Постановления общие, касающиеся как до
государственных общих, так и до частных сеймов
Статья 126 Право
созвать, распустить, отсрочить и продлить сеймы, как обыкновенные так и
чрезвычайные, принадлежит одному государю. Заседание сеймов продолжается
тридцать дней.
Статья 127 Сеймы должны
заниматься токмо теми предметами, кои заведыванию их предоставлены или
находятся означенными в созывной грамоте.
Статья 128 Никто из
членов сеймов, во время продолжения оных, не может быть ни задержан, ни судим
уголовным судом без ведома той палаты, которой он принадлежит.
Статья 129 От воли
государя зависит взносить проекты первоначально в сенат или в посольскую
палату. Из сего исключаются проекты законов финансовых, которые имеют быть
предварительно взносимы в палату земских послов.
Статья 130 Проекты, по
высочайшей воле взносимые на сейм, не почитаются ни одобренными ею, ни
утвержденными, почему и предоставляется сеймам полная свобода насчет оных
излагать свое мнение.
Статья 131 Обе палаты
сеймов рассуждают в заседаниях своих при открытых дверях, т.е. в присутствии
посторонних, коим вход не возбраняется. По предложению однакож десятой части
наличных членов они могут составить из себя особенный комитет.
Статья 132 Проекты во
всех сеймах принимаются или отвергаются большинством голосов. Голоса
объявляются вслух. Проекты, большинством голосов принятые в одной палате,
поступают в другую, которая, последуя тем же правилам, рассуждает и решит. В
случае равенства голосов проект почитается принятым.
Статья 133 Проект,
принятый одною палатою, не может быть преобразован другою. Он должен быть
просто принят ею или отвергнут.
Статья 134 Проект,
принятый обеими палатами, подносится на утверждение государю.
Статья 135 Ежели
государь утверждает его, то он обращается в закон и обнародывается по
учрежденному порядку. Если же государь не соблаговолит его утвердить, то проект
уничтожается.
Отделение II О сенате
Статья 136 Сенат
составляется из великих князей императорского дома и всех особ, кои,
удовлетворив требуемым условиям, возведены на сенаторское достоинство
государем. Звание сенатора сохраняется по смерть.
Статья 137 Число
сенаторов определяется государем. Оно не должно превосходить четвертой доли
числа земских послов и депутатов всего государства.
Статья 138 Сенат
разделяется на несколько департаментов, из коих один присутствует в
Санкт-Петербурге, а другой в Москве. Сверх сего назначается для каждого
наместничества по одному департаменту, присутствующему в главном
местопребывании наместнического начальства.
Статья 141 Сенат, во
время сейма, образует высшую палату и содействует купно с посольскою палатою
законодательной власти государя.
Статья 142 Каждый
департамент сената состоит под председательством того из своих членов, которого
государь на то изберет, в отсутствии же оного под председательством старшего
члена.
Статья 143 Независимо
от законодательных действий сенат имеет еще и другие обязанности, особенно
определенные.
Статья 144 К
законодательным действиям сенат не иначе приступить может, как по созыву от
лица государя и во время сейма. Для совершения же всех прочих обязанностей
каждый департамент сената созывается своим президентом с ведома государева
наместника.
Статья 147
Сенаторы, избранные государем, исправляют сверх
сего по очереди должность судей в верховных судах.
Отделение III О палатах земских послов
Разряд 1 О посольских палатах наместнических сеймов
Статья 148 Палата
наместнического сейма составляется по назначению государя из двух третей послов
и депутатов, избранных уездными дворянскими собраниями и гражданскими
обществами, как сказано выше в ст.102.
Статья 149 Половинное
число членов посольской палаты наместнического сейма возобновляется при каждом
новом сейме. Вследствие чего и единственно на первый раз члены выходят по
жребию. Таким образом одна половина остается в звании своем три года, а другая
шесть лет. Члены, вышедшие по жребию, могут быть вновь избраны.
Статья 150 На
последующих сеймах наместничеств члены выходят уже не по жребию, но по
старшинству. Члены вышедшие могут быть вторично избраны.
Статья 151 То
же самое, что изображено в предыдущих двух статьях, наблюдается и в палатах
столичных сеймов.
Разряд 2 О посольской палате общего государственного сейма
Статья 152 Посольская
палата общего государственного сейма составляется, как выше сказано в ст.114,
по назначению государя из числа избранных на сеймах наместничества послов и
депутатов.
Статья 153 Половинное
число членов общего государственного сейма возобновляется при каждом новом
сейме. Вследствие сего и единственно на первый раз члены выходят по жребию.
Таким образом одна половина послов и депутатов остается в звании своем пять, а
другая десять лет. Вышедшие члены могут быть вновь избираемы.
Статья 154 На
последующих общих государственных сеймах члены палаты выходят уже не по жребию,
но по старшинству.
Разряд 3 Распоряжения общие всем Посольским палатам
Статья 155 В
члены посольской палаты может быть избран токмо тот, которому исполнилось уже
30 лет, пользуется правами гражданина и платит поземельные и всякие другие
подати не менее той суммы, которая во всякой наместнической области будет для
сего определена, смотря по местным обстоятельствам и народонаселению.
Статья 156 Никакой
чиновник, ни военный, ни гражданский, не может быть избираем в члены посольской
палаты, не получив предварительно на то согласия от своего начальства.
Статья 157 Если
кто из послов и депутатов до избрания своего не находился при должности на
казенном жаловании и примет оную уже по избрании, то таковой должен быть
замещен новым членом.
Статья 158 Государь,
или, вследствие высочайшего повеления его, наместник, имеет право распустить
посольские палаты. В таком случае палаты расходятся и по последовавшим созывам
приступают к новым выборам.
Отделение IV О дворянских собраниях или сеймиках
Статья 159 Дворяне
каждого уезда, владеющие собственными недвижимыми имениями, составляют между
собою дворянские собрания, на которых избирают трех земских послов. После чего
приступают к другим выборам, особенными учреждениями им предоставленным.
Статья 160 Дворянские
собрания не иначе съезжаться могут, как в силу созыва, по высочайшей воле
последовавшего. В сем созыве означается день съезда, время продолжению собрания
и предмет его занятий.
Статья 161 Никто
из дворян не может иметь голоса в дворянском собрании, буде не записан в
дворянскую книгу своего уезда, не пользуется правами гражданина, не достиг 25
лет и не владеет недвижимым имением.
Статья 162 Книга
уездных дворян составляется по учрежденному и впредь учредиться имеющемуся
порядку и вносится на рассмотрение и утверждение сенатского департамента,
присутствующего в местопребывании наместнического начальства.
Статья 163 Дворянские
собрания или сеймики состоят под председательством предводителя, назначенного
государем или государевым наместником, буде он на то уполномочен.
Статья 164 Дворянские
собрания или сеймики составляют из среды своей особенный комитет для сочинения
наказа, заключающего в себе жалобы, ежели бы встретиться могло, на злоупотребления
власти, с присовокуплением ясных оному доводов и представлений о всем, что к
увеличению благосостояния всех жителей того уезда служить может. Сей наказ
подписывается членами собрания, вкладывается в пакет за разными печатями,
написывается на имя сейма наместничества и вручается избранным земским послам.
Они, в полном присутствии, отдают его предводителю сейма, который в получении
расписывается и за целость оного отвечает. Подлинники тех наказов сохраняются
при делах дворянского собрания.
Отделение V О собраниях окружных городских обществ
Статья 165 Градские
общества, которые в силу городового положения собираются каждые три года для
учинения выборов и представления губернатору о своих нуждах и пользах, имеют
составить окружное градское общество, на основании как нижеследующих статей,
так и образовательного учреждения, для выбора от окружного общества трех
депутатов на сейме.
Статья 166 К
выбору депутатов от окружного градского общества допускаются:
1) Настоящие обыватели города, имеющие в нем дома
или иные строения, места или земли, равно как и обыватели не из дворян,
жительствующие вне города, но в том же уезде, к которому город принадлежит, и
имеющие в сем уезде дом или другую недвижимую собственность. 2) Все состояния,
известные под именем именитых граждан, как-то: ученые, имеющие академические
или университетские аттестаты, художники трех главных художеств: архитектуры,
скульптуры и живописи, банкиры, капиталисты и кораблехозяева. 3) Купцы первых
двух гильдий, и 4) Цеховые мастера.
Статья 167 Все
евреи, не исключая и тех, кои записаны в гильдии или имеют недвижимую
собственность, участия в собраниях окружных градских обществ не имеют.
Статья 168 В
городах, в которых числится более 8000 жителей, исключая столицы, составляются
для выбора депутатов на сейм собрания градского общества в каждой части города,
к которым допускаются обыватели всех означенных в ст.166 состояний,
жительствующие в той части города. В сих частных собраниях выбираются три
гласные, назначаемые в общее градское собрание. Общее собрание, составленное из
всех гласных, выбранных в собраниях, по городским частям производившихся,
приступит к выбору трех депутатов на сейм. За сим совершаются он оного все
прочие делопроизводства в силу особенных постановлений, ему предоставленных.
Статья 169 В
городах, в которых числится не более 8000 жителей и менее сего, градское
общество приступает без посредства гласных к выбору трех депутатов на сейм, на
основании ст.
166.
Статья 170 В
столицах же, в Санкт-Петербурге и Москве, составляется собрание градского
окружного общества по частям, и от каждой городской части назначается по одному
депутату на сейм.
Статья 171 В
собрании градского общества имеет голос токмо тот, кто записан в градскую
обывательскую книгу, пользуется гражданскими правами и имеет не менее 25-ти лет
от роду.
Статья 172 Книга
обывательская, содержащая имена лиц, имеющих право подавать голос в собраниях
городского окружного общества, составляется учрежденным порядком в городских
думах или магистратах и представляется в сенатский департамент на утверждение.
Глава V О судебной власти
Отделение 1 О судах вообще
Статья 175 Суды
и лица, носящие звания судей, в отправлении обязанности, на них возложенной,
действуют по законам и независимо ни от какой власти.
Статья 176 Но
поелику действие судов должно быть основано на точной силе законов, то всякое
отступление от слов закона и самопроизвольное толкование оных, равно как и
каждое злоупотребление судейской власти и выступление из пределов, ей
предписанных, подвергают ответственности и взысканиям.
Статья 177 Суды
составляются из судей, определенных государем, согласно с предписанными
правилами о испытании, и из судей, выбранных согласно с существующими по сему
предмету особенными постановлениями.
Статья 178 Судья
не иначе от должности отрешается, как за противозаконный поступок и вследствие
производившегося над ним, законным порядком, суда. Случаи удаления от должности
будут определены в учреждении о судах.
Статья 179 Наблюдение
за точным исполнением должности, равно как и отвращение всех злоупотреблений по
судебным местам, подлежит ведомству верховных судов и министерства
юстиции.
Отделение II О верховных судах
Разряд 1 О верховном государственном суде
Статья 180 Учреждается
верховный государственный суд, составленный из председателя, сенаторов и других
особ, заседающих в оном по назначению государя императора-
Статья 181 При
сем верховном государственном суде определяется генерал-прокурор в качестве
государственного преследователя за преступления.
Статья 182 Ведомству
верховного государственного суда подлежит исследование и наказание за все
преступления в оскорблении величества, за преступления противу государства и
все противозаконные поступки высших чиновников, коих предание суду зависит от
сената, в силу ст.145, и от общего собрания Государственного Совета в силу
ст.42.
Статья 183 Верховный
государственный суд имеет присутствовать в столичном городе Санкт-Петербурге,
буде не последует высочайшего повеления созвать его в другом месте.
Статья 184 Приговоры
верховного государственного суда суть окончательные, но исполнение по ним не
чинится без высочайшего утверждения.
Разряд 2 О верховном суде наместнической области
Статья 185 В
каждом наместничестве в месте пребывания наместнического совета учреждается
верховный суд наместнической области. Оный составляется из известного числа
сенаторов, назначенных государем для заседания в оном по очереди, и из
непременных судей, поступающих в оный из председателей апелляционных судов.
Статья 186 Ведомству
верховного суда подлежат все судные дела гражданские, уголовные и следственные,
переносимые в оный из гражданских и уголовных палат и других низших судебных
мест наместнической области, за исключением тех дел, кои подлежат
разбирательству верховного государственного суда.
Статья 187 Решения
и приговоры верховного суда наместнической области окончательны, исключая в
делах, касающихся преступления против императорского величества и государства,
которые отсылаются на рассмотрение в верховный государственный суд.
Отделение III Об апелляционных и низших судах
Статья 188 Апелляционные
суды по делам уголовным и гражданским (палата уголовных дел и палата
гражданских дел и надворные суды в столицах); суды первой инстанции по делам
уголовным и гражданским (уездные суды и городовые магистраты); коммерческие,
совестные и мировые суды, равно как и другие суды, в коих окажется надобность,
будут устроены особенными постановлениями сообразно с государственною уставною
грамотою.
Глава VI Общие постановления
Статья 191 Все
прежние законы, указы и уставы, противные сей грамоте, отменяются.
______________________________
По изданию: Шильдер Н.К. Император Александр
Первый: Его жизнь и царствование. - Изд. 2-е. - СПб.: А.С.Суворин, 1905. -
С.499 - 526.
Государственная уставная грамота, написанная
по-французски, приводится в современном русском переводе. |