Вследствие предположения, состоявшегося в
совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных
имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора Святейшего
синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества
на внесение в Комитет министров представления о допущении впредь в гимназии и в
прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
Ваше Императорское Величество, всесторонне
обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить
мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, вы полагали бы за
лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц,
не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими
какими-либо способами, и изволили всемилостивейше повелеть мне войти в новые по
этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел
нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося
ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду
замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы
за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и
прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей,
которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в
правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для
учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого
правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров,
лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих,
за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует
стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным
облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии,
совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них
классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в
исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля,
предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Если Ваше Величество соизволит окончательно
одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в
Комитет министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей
евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою
комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении
в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава
университетов 23 августа 1884
г., права определять плату за слушание лекций, не
стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой.
На приведений сих предположений в
исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего
Императорского Величества соизволение.
Что же касается до сокращения числа
гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и
промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду
выраженного на докладе моем 29 марта Вашего Императорского Величества
повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе
учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий,
а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных,
смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от
земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне
приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и
открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать
гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по
закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены
возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного
заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное
положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в
исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и
улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся
зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и
переполнения каждой из них в отдельности. |