"Шамиль с детства
был слаб, худ, часто хворал. Назвали его по деду – Дли. По местному обычаю,
чтобы "злые духи” не смогли найти малыша, родители дали ему новое имя – Шамиль.
Мальчик постепенно поправился и вырос крепким и здоровым юношей. Летом и зимой
он ходил босой с открытой грудью.
С детства Шамиль
избегал общества сверстников: так легче было общаться с природой Дагестана. В
горах он часто оставался на ночь один. Молчаливый, мечтательный, своенравный
подросток вызывал часто неприязнь у молодых односельчан. С шести лет он начал
изучать Коран, стремясь к физическому совершенству. Он научился бороться,
бегать, прыгать, плавать лучше всех. Даже среди наездников Дагестана, чье
мастерство в верховой езде весьма высоко, Шамиль стал одним из лучших. Его
умение владеть шашкой и на всем скаку попадать в цель с первого выстрела поражало
современников. Большое влияние на формирование мировоззрения Шамиля оказал его
друг Гази – Мухаммед, возглавивший не первоначальном этапе борьбу горцев с
русской армией.
В 1834 г. Шамиль был избран
имамом. Прежде всего он занялся введением в горах мусульманского права. Он
видел, что существующие обычаи не мешают распространению пьянства, грабежей,
невежества, кровожадности. Сдержать распространение этих пороков можно было,
считал Шамиль только железной рукой. Он повелел карать смертью за обман,
измену, грабеж, за несоблюдения религиозных обрядов, за неотчисление процента
имущества в пользу бедных, ввел наказания за нарушение шариата (мусульманских
законов), как музыка, танцы, курение трубки. Танцорам пачкали лицо сажей и
возили их на ишаке, лицом к хвосту, по селению. Курильщику продевали сквозь
ноздри бечевку и привязывали к ней трубку.
Шамиль был мудрым
правителем, законодателем, полководцем” (Степанов Д. Имам Шамиль // Родина.
– №3-4. – 1994. – С.41-45; Олейников Д. "Возьми, если можешь…” // Родина.
– №3-4. – 1994. – С.26-29).
|