Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации представляет собой
совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные
направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая
Доктрина служит основой для:
формирования
государственной политики в области обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации;
подготовки
предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического
и организационного обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации;
разработки
целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации
применительно к информационной сфере.
Информационная безопасность Российской Федерации
Национальные интересы Российской Федерации в
информационной сфере и их обеспечение
Современный
этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы,
представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры,
субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование
информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных
отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни
общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и
других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная
безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения
информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость
будет возрастать.
Под
информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние
защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы
личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав
человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в
интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического,
духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации,
обеспечивающей личную безопасность.
Интересы
общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой
сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства,
достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы
государства в информационной сфере заключаются в создании условий для
гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации
конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения
информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного
строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической,
экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и
правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
На
основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере
формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики
государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются
четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в
информационной сфере.
Первая
составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере
включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина
в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного
обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества,
традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для
достижения этого требуется:
повысить
эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах
общественного развития, консолидации российского общества, духовного
возрождения многонационального народа Российской Федерации;
усовершенствовать
систему формирования, сохранения и рационального использования информационных
ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала
Российской Федерации;
обеспечить
конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным
способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
обеспечить
конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную
тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
укрепить
механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной
собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным
законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
гарантировать
свободу массовой информации и запрет цензуры;
не
допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной,
расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
обеспечить
запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной
жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен
федеральным законодательством.
Вторая
составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере
включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской
Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности
достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее
официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни,
с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным
ресурсам.
Для
достижения этого требуется:
укреплять
государственные средства массовой информации, расширять их возможности по
своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных
граждан;
интенсифицировать
формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить
эффективность их хозяйственного использования.
Третья
составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере
включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной
индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации,
телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее
продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение
накопления, сохранности и эффективного использования отечественных
информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно
решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения
промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия
должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и
компьютерной промышленности.<…>
Парламентская газета.
2000. 30 сентября. |