Внести
изменения и дополнения в Концепцию национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об
утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации” (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5909), изложив ее в
новой редакции (прилагается).
Настоящий
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий
обязанности Президента Российской Федерации
В.
Путин
Утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции
Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24).
Концепция
национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется — Концепция) —
система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах
жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления
государственной политики Российской Федерации.
Под
национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее
многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника
власти в Российской Федерации.
I. Россия в мировом сообществе
Положение
в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных
отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две
взаимоисключающие тенденции.
Первая
тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций
значительного числа государств и их интеграционных объединений, в
совершенствовании механизмов многостороннего управления международными
процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические,
научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет
способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой
основе.
Вторая
тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений,
основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран
при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые,
решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм
международного права.
Формирование
международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда
государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания
оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных
отношениях продолжает оставаться существенным. <…>
В
перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую
экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и
финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и
интересов других государств по многим проблемам международной безопасности,
включая противодействие распространению оружия массового уничтожения,
предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным
терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального
характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной
безопасности.
Вместе
с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций
России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки
игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных
отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную
безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в
международных отношениях.
Во
многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема
терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в
мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного
сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой
угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
II. Национальные интересы России
Национальные
интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности,
общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной,
международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других
сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,
стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти,
осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на
основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации
общественными организациями.
Интересы
личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении
личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом,
духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы
общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального
государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном
обновлении России.
Интересы
государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и
территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной
стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка,
в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Реализация
национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития
экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются
ключевыми.
Во
внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении
стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в
обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной
целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении
процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин
и условий, способствующих возникновению политического и религиозного
экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и
религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные
интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня
жизни народа.
Национальные
интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных
ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного
потенциала страны.
Национальные
интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета,
упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров
многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со
всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами —
участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами
России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости
применения при этом двойных стандартов.
Национальные
интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в
развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных
информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные
интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости,
суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении
военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для
мирного, демократического развития государства.
Национальные
интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических,
правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны
государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных
законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления
экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской
Федерации.
Национальные
интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении
окружающей среды.
Важнейшими
составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества
и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное
время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий. <…>
Российская газета.
2000. 18 января. |