<…> Съезд
народных депутатов СССР принимает к сведению выводы Комиссии по политической и
правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939
года.
Съезд народных депутатов СССР соглашается с
мнением Комиссии, что договор с Германией о ненападении заключался в
критической международной ситуации, в условиях нарастания опасности агрессии
фашизма в Европе и японского милитаризма в Азии и имел одной из целей — отвести
от СССР угрозу надвигавшейся войны. В конечном счете эта цель не была
достигнута, а просчеты, связанные с наличием обязательств Германии перед СССР,
усугубили последствия вероломной нацистской агрессии. В это время страна стояла
перед трудным выбором.
Обязательства по
договору вступали в силу немедленно после его подписания, хотя сам договор
подлежал утверждению Верховным Советом СССР. Постановление о ратификации было
принято в Москве 31 августа, а обмен ратификационными грамотами состоялся 24
сентября 1939 года.
3. Съезд считает, что
содержание этого договора не расходилось с нормами международного права и
договорной практикой государств, принятыми для подобного рода урегулирований.
Однако как при заключении договора, так и в процессе его ратификации скрывался
тот факт, что одновременно с договором был подписан "секретный дополнительный
протокол”, которым размежевывались "сферы интересов” договаривавшихся сторон от
Балтийского до Черного моря, от Финляндии до Бессарабии.
Подлинники протокола не
обнаружены ни в советских, ни в зарубежных архивах. Однако графологическая,
фототехническая и лексическая экспертизы копий, карт и других документов,
соответствие последующих событий содержанию протокола подтверждают факт его
подписания и существования.
4. Съезд народных
депутатов СССР настоящим подтверждает, что договор о ненападении от 23 августа
1939 года, а также заключенный 28 сентября того же года договор о дружбе и
границе между СССР и Германией, равно как и другие советско-германские
договоренности, — в соответствии с нормами международного права — утратили силу
в момент нападения Германии на СССР, то есть 22 июня 1941 года.
5. Съезд констатирует,
что протокол от 23 августа 1939 года и другие секретные протоколы, подписанные
с Германией в 1939—1941 годах, как по методу их составления, так и по
содержанию являлись отходом от ленинских принципов советской внешней политики.
Предпринятые в них разграничение "сфер интересов” СССР и Германии и другие
действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и
независимостью ряда третьих стран.
Съезд отмечает, что в
тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой
договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении,
заключенным в 1926—1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при
всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и
неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед
Польшей и Финляндией.
6. Съезд констатирует,
что переговоры с Германией по секретным протоколам велись Сталиным и Молотовым
втайне от советского народа, ЦК ВКП(б) и всей партии, Верховного Совета и
Правительства СССР, эти протоколы изъяты из процедур ратификации. Таким
образом, решение об их подписании было по существу и по форме актом личной
власти и никак не отражало волю советского народа, который не несет
ответственности за этот сговор.
7. Съезд народных
депутатов СССР осуждает факт подписания "секретного дополнительного протокола”
от 23 августа 1939 года и других секретных договоренностей с Германией. Съезд
признает секретные протоколы юридически несостоятельными и недействительными с
момента их подписания.
Протоколы не создавали
новой правовой базы для взаимоотношений Советского Союза с третьими странами,
но были использованы Сталиным и его окружением для предъявления ультиматумов и
силового давления на другие государства в нарушение взятых перед ними правовых
обязательств.
8. Съезд народных
депутатов СССР исходит из того, что осознание сложного и противоречивого
прошлого есть часть процесса перестройки, призванной обеспечить каждому народу
Советского Союза возможности свободного и равноправного развития в условиях
целостного, взаимозависимого мира и расширяющегося взаимопонимания.
Председатель Верховного
Совета СССР М. Горбачев
Ведомости Съезда
народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 29. Ст. 579. |